НОВЫЙ ЗАВЕТ

Выход на проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса Христа. Знал ли Иоанн Предтеча до крещения Иисуса Христа? Когда появилось наше крещение, которое необходимо для вступления в Царство Небесное?

Лекция №7

Предмет: Новый Завет

Лектор: Георгий Базюк

от 29.01.2015

ТЕМА 1: Первый год служения Спасителя

Этот период начинается крещением Иисуса Христа.

Но, перед этим событием, за полгода до крещения Спасителя, был выход на проповедь Предтечи.

1.1. Выход на проповедь Иоанна Крестителя.

До этого события мы рассматривали только Евангелия от Матфея и Луки.  При этом они друг друга совсем не повторяли, совсем не дублировали тем более не противоречили друг другу.

А выход Предтечи на проповедь рассказывается сразу всеми 4-мя евангелистами, и сразу все друг друга дублируют поэтому во время чтения этого события мы будем смотреть почему один евангелиста говорит так, а другой иначе. При чем это, фактически одно из трех событий, которое описывается в жизни Христа всеми 4-мя евангелистами, за исключением, конечно же, Страстной Седмицы (на Страстной Седмице все евангелисты сосредоточили свое внимание).

Разница между ними достаточно незначительна и второстепенна:

- Вспомним как Иоанн Предтеча выходит на проповедь и свидетельствует о Христе:

3_1разногласия Луки Матфея

Но разве в этом есть большая разница? Абсолютно никакой! Каждый автор выразил по-своему описываемые события

У синоптиков (Мф, Мк, Лк) идет дубляж в повествовании, они рассказывают о том как Иоанн вышел на проповедь, что он говорил до крещения и само крещение, потом искушение, а Иоанна опускает проповедь Предтечи перед крещение, само крещение, пустыню и начинает с того как Христос начал проповедовать после того как вернулся с пустыни, после 40-ка дневного поста.

От выхода Предтечи на проповедь и до входа Господнего в Иерусалим всего-навсего три события, которые все евангелиста одновременно описывают: выход Предтечи на проповедь, чудо насыщения 5 тыс. человек 5-тью хлебами и вход Господа в Иерусалим. Возможно это не имеет никакого значения для нас, но тем ни менее…

Знал ли Иоанн Предтеча до крещения Иисуса Христа?

У Иоанна 1:33-34 сказано:

«Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

А другой евангелист четко говорит:

Матфея 3:14

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - это свидетельство того, что Иоанн знает кто такой Христос.

Существует несколько вариантов объяснения этого противоречия, но ни один из них не даст точно ответа, что только так и не иначе.

Бытуют споры вокруг еще одного места в Евангелие.

Даже после того как крестил Предтеча Спасителя, он не убедился, что это Христос. Потому что когда он пребывал в тюрьме то послал своих учеников спросить у Спасителя – «Ты ли Христос?». Никаких сомнений у Иоанна Крестителя не было, он послал своих учеников с таким вопросом, чтобы развеять сомнения учеников. А он это знал однозначно! Он не мог не уверовать после того как ему Господь сказал: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»

Отношения между учениками Спасителя и Крестителя были очень сложными.

Вернемся к выходу на проповеди Иоанна Предтечи.

Когда Иоанну исполнилось 30 лет он вышел на проповедь и проповедует.

Матфея 3:4 «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед»

Марка 1:6 «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед».

Из этого мы знаем, что Иоанн Предтеча был подвижником. На проповедь вышел с пустыни Иудейской (возле Мертвого моря). Христос на крещение придёт с Назарета (Галилея).

6_1_где крестил Иоанн

Крестился Христос возле г.Вифавары, там, где р. Иордан впадает в Мертвое море. Именно в том месте, где когда-то, 1500 лет назад, евреи входили в Землю Обетованную. Именно там на Вс стороне реки Иордан умер Моисей, он увидел Иерихон, увидел Землю Обетованную. Исус Навин принял управление в свои руки и именно здесь Иордан расступался перед ними когда народ его переходил.

Было еще одно событие 1500 лет назад, евреи после перехода берут со дна Иордана 12 камней и ставят их памятником на дне Иордана, а других 12 камней они выносят на берег, складывают эти камни кругом и это был своего рода памятник переходу через Иордан. Блаженный Иероним Стридонский (IV ст., им был сделан перевод Библии — Вульгата) через 2000 лет после этого события свидетельствует, что в его время он видел эти камни.

Продолжим говорить о крещении, когда же оно происходило:

8_1_когда было крещение

С этого стиха мы узнаем что Иоанн вышел крестить народ в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря. А историки знают, что Тиверия это второй император (после Августа) Римской империи и его годы правления 14-29гг, а значит 29-ый год нашей эры. На самом деле, историки смогут это подтвердить, он был 2 года соправителем вместе с Августом, перед смертью Августа. Соответственно выход Христа на проповедь это 27-ой год н.э. А для того, чтобы никто не сомневался Лука приводит нам всех правителей, которые были при том событии.

Далее поговорим о том с чего Иоанн начал свою проповедь и для чего он вышел на проповедь.

Предтеча выходит на проповедь, что бы сбылось одно из пророчеств, а именно Исаия 40:3.

Иоанн 1:23 «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.»

Матфея 3: 1-3 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.»

Исаия 40:3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;».

Но если прочитать до и после этого стиха у Исаия то увидим, что это пророчество ко Христу никакого отношения не имеет. Исаия говорит о возвращении евреев из Вавилонского плена. Он говорит: смотрите евреи заканчивают свое пребывание в плену, они возвращаются и перед ними будет идти сам Бог. Бог их будет вести и для того, чтобы они шли по ровной дороге он перед собой пошлет посланца, который будет выравнивать долины и срезать горы. А все евангелисты интерпретируют это по отношению ко Христу.

Святые отцы так толкуют строки «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»: однозначно это о духовной пустыне в которой пребывали одновременно все иудеи тогда. Холмы подрезать – это грехи убрать, выровнять долины – это нечистоты и недостатки как-то заполнить добрыми делами, а это все возможно только через покаяние.

Выходит Иоанн Предтеча на проповедь и начинает Крестить.

Вопрос – как принимали это крещение люди?

Для людей такое крещение не было чем-то новым. И до Крестителя крестили достаточно давно и часто. Дело в том что уже после Вавилонского плена, это где-то  VI ст. до н.э. уже вошло в привычку принимать в иудаизм через крещение. Назывался этот обряд на еврейском совсем по-другому, по греч. звучало как «баптизо» — что значит «погружаю». То чем занимался Иоанн называется – погружением, это на наш язык перевели как – Крещение. Просто когда до нас пришло крещение люди уже знали кто такой Христос и связали слово «Крещение» не со словом «Погружать», а со словом «Христос».

То есть до Прихода Христа такое практиковали. Тогда было много обрезанных, через обрезание принимали в иудаизм. А если женщина захотела стать иудейкою? Как ее принять? Вот и придумали после Вавилонского плена такое «погружение» – на еврейском этот обряд назывался «миква».

Что-то подобное делал и Иоанн Предтеча, поэтому люди не удивлялись.

Как же воспринималась проповедь Иоанна Крестителя? Ведь в своих словах он очень обличал людей. Он был бескомпромиссным проповедником. В истории Ветхого и Нового Завета было три таких проповедника: Илия, Иоанн Креститель и Иоанн Златоуст. Они в своих проповедях были строги, никакого морального ласкательства, все трое любили пустыню, все трое удалялись подальше от людей, но и все трое пострадали от женщин…Возле каждого из низ была царица, которая их гнала.

Крестились ли фарисеи и саддукеи?

Матфея 3:7 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождение ехиднины!…»

Луки 7:29-30 «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.»

Из этих строк мы понимаем, что фарисеи и саддукеи приходили на проповеди, раз он их обличал. При чем если читать у Луки, там сказано, что проповедовал Иоанн к народу и говорил ему «порождения ехиднины!», неужели весь народ был таким плохим? Но у Матфея сказано, что эти слова «порождения ехиднины!» Иоанн говорит к саддукеям и фарисеям, из чего отцы делают вывод, что видно большая часть людей на этих проповедях была как раз из тех же фарисеев и саддукеев. Которые приходили из любопытства, что бы убедится, что Иоанн не займет какое-то авторитетное положение нежели они имеют, а не заберет ли он приоритет власти моральной над народом. Они боялись и поэтому приходили посмотреть, а Иоанн их обличает.

Они пришли на проповедь как бы крестится, но они не крестились.

Крещение Иисуса Христа.

Евангелие об этом нам рассказывает так:

Матфея 3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

Луки 3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Иоанна 1:31-34 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря Духу, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и прибывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.»

Кто же видел голубя? Иоанн или Христос? А кто слышал голос? А кто видел отверзшиеся Небеса? И еще один вопрос зачем вообще крестился Христос? Иоанн крестит в покаяние, когда он крестил человек каялся, а для чего нужно было крестится безгрешному Христу? Это очень сложные вопросы. На часть из них мы и попытаемся ответит.

На вопрос для чего крестился Христос ответ дают как Иоанн Креститель так и сам Христос:

- Иоанн в Ин3:31 говорит — «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю…». Крещение Христа было для того что бы Он явился в Израиле перед всеми.

Только возникает вопрос, а почему именно таким способом Иисус должен был явится народу, ведь люди могли подумать, что Он грешник. Даже фарисеи и саддукеи не крестились, потому что думали, про себя, что им не в чем каяться, что они не такие как мытари. И не смотря на все это приходит 30-ти летний Христос на Иордан и крестится, а ведь крещение — это символ омовения грехов.

- На этот вопрос ответ дает сам Христос: Мф 3:15 «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.». Но что же такое «правда»?

  • 1. Классический вариант ответа на этот вопрос: правда Божия = воля Божия.
  • Христос имел и человеческую природу и несмотря на то что она была безгрешна, но он взял на себя грехи всего человечества и этим крещением Он символически показывал, что идет омывать грехи всего человечества.
  • 2. Есть еще одно объяснение тому, что же такое «правда»: а правда в том, что Он действительно стал человеком.
  • Как представляли себе Мессию евреи, и сейчас какого Мессию ждут – как земного царя, который будет безгрешным в их глазах. И Креститель ждал такого же безгрешного Спасителя, и поэтому не пускал Его крестится, но Иисус сказал Крестителю – «оставь ныне (сегодня)», этими словами Он говорил сегодня нам выполнить нужно правду, а правда в том, что Я действительно стал человеком и принял на себя грехи, ты этого сейчас не понимаешь, но сегодня ты оставь, Я не всегда буду таким, Я действительно буду в славе, таким как ты меня ищешь, таким как ты хочешь меня видеть. Но это будет позже, а сегодня оставь. Правда состоит в том, что Я действительно принял вид раба, и действительно воплотился в плоть греха.

Вернемся к вопросу: знал ли Иоанн Предтеча до крещения Иисуса Христа?

Креститель знал Христа, даже уже будучи в утробе матери: Луки 1:41 «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее…». Мы знаем, что Иисус и Иоанн были родственниками хотя и жили отдельно, один в Назарете, а другой в пустыне. Но на праздники возможно они и встречали друг друга. И о святости Иисуса Иоанн знал, об этом мы читаем в строках: Мф 3:13 «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иоанн знал, что Иисус — это его родственник, Иоанн знал, что Он человек святой, но не знал, что он Спаситель и только после сошествия Святого Духа в виде голубя Креститель понимает, что перед ним Спаситель.

Еще обратим свое внимание на то, что крещение у Иисуса Христа было, а покаяния не было и что бы подчеркнуть этот факт у Мф сказано «Иисус тотчас вышел из воды». Не исповедовался Христос. Но Лука добавляет «и Иисус, крестившись, молился», Лука не расписывает о чем молился Христос, но апостол Павел в посланиях к Евреям расписывает.

Д/З найти в посланиях апостола Павла к Евреям о чем же молился Христос.

Кто же видел голубя? Иоанн или Христос? А кто слышал голос? А кто видел отворение небес?

13_2_Мф Мк крещение Иисуса

13_1_Лк Ин крещение Иисуса

Как мы представляем себе отверзшиеся небеса? Скорее всего, что разошлись тучи (так же и описывал это явление Иоанн Златоуст). Другие святые отцы то как отверзлись небеса сравнивают с молнией отверзлись. Но, из всех святых отцов, только Иоанн Златоуст полагал, что весь народ видел, как отверзались небеса. На самом деле народ не видел этого чуда.

Раздумывали и над тем, что отверзшиеся небеса это было физическое явление или может быть духовное? Когда архидиакона Стефана побивали он так же видел отверзшиеся небеса и Сына Божия стоящего одесную Бога Отца. Это явление Стефану было явно нефизическим, а духовными внутренними глазами он видел это, никто другой не видел.

А как же было во время крещения Иисуса? Никто ничего не видел и никто ничего не слышал. Об этом мы узнаем из стиха ниже:

Иоанна 5: 33-37 «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;»

Но если никто ничего не видел и не слышал для чего тогда нужно было, что-то говорить? Для кого было видение? Давайте снова посмотрим в текст Евангелие:

- Читаем у Матфея:

Матфея 3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

Мы видим, что в Синодальном переводе стоит слово «Иоанн», которое выделено курсивом, значит это вставка переводчиков. В оригинале сказано «и увидел Духа Божия» — кто не понятно…

- Читаем дальше Марка (опять-таки, обратите внимание на то, что в Синодальном переводе слово «Иоанн» написано курсивом, а значит добавлено переводчиками):

Марка 1:9-11 «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»

Вставили курсивом, потому что у Иоанна четко сказано «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.» (Иоанна 1:31-34).

- Читаем дальше у Луки:

Луки 3:21-22 «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

В этих строках вообще нейтральная позиция, которая не дает нам понимания кто видел и кто слышал.

Вывод такой, что видение было и для Иисуса и для Иоанна. Для Крестителя, что бы он убедился, а для Спасителя это был ответ на Его молитвы которую Вы найдете в посланиях к евреям апостола Павла в 10-ой гл. И голубя видели только Иоанн и только Христос, и голос слышали только Иоанн и Христос и небеса отверзшиеся видели только Иоанн и Христос.

А как же тогда наше Богоявление, которое мы празднуем? Что такое Богоявление – это явление Троицы миру в виде Сына который крестится, Духа Святого в виде голубя и Бога-Отца явленного в голосе? Но если их никто не видел то, кому же они являлись. На самом деле никто никогда не называл праздник Богоявления в том понимании в котором выше описано (явление Троицы), все знали, что никто никогда не видел Троицу. Так было вплоть до V-VI ст.  До этого момента Богоявлением называли объединённый праздник – праздник явления миру Христа. Сюда входило и рождество Иисуса Христа, и поклонение волхвов, и поклонение пастухов, и крещение – все они праздновались в один день – 25-го декабря. Все это вместе было Богоявлением – явлением Бога в мир в лице Иисуса Христа. А уже в V-VI ст. на Халкидонском Соборе их разделили: Крещение стало отдельно, Рождество стало отдельно и стали думать куда присоединить это Богоявление, у нас в православии оно прижилось с Крещением, а на Западе, у Католиков, Богоявление совсем в другой день.

Были ли крещенные Апостолы?

Схождение Духа Святого в Пятидесятницу на апостолов не является крещением. Иоанн Предтеча говорил, что он крестит водою, а вы будете крещены Духом и огнем. Иногда с этого делают вывод, что огонь сошел в виде огненных языков в Пятидесятницу – совсем нет.

Одним из необходимых условий нашего спасение есть рождение от воды и духа (беседа с Никодимом) – крещение! Вопрос – а тот разбойник на кресте крестился или нет? Дело в том что одни условия спасения было до Христа, а другие после Христа. И нужно ответить на вопрос – с какого момента стало необходимым креститься? Ответы в Евангелие от Иоанна 3, 4 главы.

Иоанна 3: 22 «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил»

Иоанна 4:1-3 «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел в Галилею.»

Мы видим, что в 3-ей главе говорится, что Иисус Христос крестил, а в 4-ой главе, что не крестил. А объяснить это можно так: Тертуллиан говорит, что если мы читаем, что какой-то Император кого-то казнил, то это не значит, что казнил собственноручно сам Император, но по его указанию. Соответственно в том месте где сказано, что Христос крестил это не значит, что он собственноручно крестил. И все святые отцы сходятся на том, что Христос крестил через своих учеников.

Теперь нужно разобраться, а то крещение, которым крестил Иоанн оно чем-то отличалось от того крещения, которым крестили ученики Христа? Ответ такой, что не было разницы. И первое и второе крещение было крещением-подготовкой, крещением в покаяние, как говорит Иоанн Златоуст оно не давало прощение грехов, оно было в будущее прощение грехов. А вот наше уже крещение отличается от крещения Иоаннового.

Когда же появилось наше крещение, которое необходимо для вступления в Царство Небесное?

17 деяния о крещении

Возложение рук апостола Павла на учеников это современное наше миропомазанье. Это другое крещение, которым мы крестимся, установлено перед Вознесением Христа. После 40-ка дней перед самым Вознесением Христос говорит у Матфея 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя отца и Сына и Святаго Духа». Это крещение уже было после пятидесятницы. Они не крестили эти 10 дней до пятидесятницы. На пятидесятницу сошел Дух Святой и только силою Духа Святого они начали крестить новым крещением. А все крещения до смерти, после Воскресения и до Вознесения были прообразом крещения, они не спасали. После Пятидесятницы крестили новым крещением.

Крещение – это соединение с Церковью, это пребывание с нею в одном Духе. 

Аудио запись этой лекции:

button-download

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>