НОВЫЙ ЗАВЕТ

Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед синедрионом. Искушение Иисуса Христа. Первые ученики Христа.

Лекция №8

Предмет: Новый Завет

Лектор: Георгий Базюк

от 4.03.2015

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс. 

Предыдущая лекция №7 по этой ссылке.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции, очень рекомендую послушать!

Продолжим тему «Первый год служения Спасителя», а если точнее, то сегодня нашу тему можно назвать «Служение до первой Пасхи» (это период после Крещения Спасителя и до первой Пасхи).

ТЕМА 1: Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед синедрионом.

(Иоанна 1: 19-34)

Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед синедрионом. Искушение Иисуса Христа. Первые ученики Христа.

Эту тему будем рассматривать по Евангелие от Иоанна, так как паралелий у других евангелистов нет. И только после беседы с Самаритянкою мы вернёмся к синоптикам (Евангелие от Марка, Луки, Матфея). А еще Иоанн в своем Евангелие рассказывает о служении Христа именно в Иудеи. Если бы не было Евангелия от Иоанна, такое впечатление, что Христос всю жизнь провел в Галилеи.

Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед синедрионом очень веское и было после крещения Спасителя.

Что же говорит Иоанн перед синедрионом?

Синедрион – это высший судовой орган во время жизни Спасителя. В него входило 72 человека: по 6 с каждого колена. Синедрион появился у евреев во время вавилонского плена. Когда евреи возвращаются после этого плена, то обнаруживают, что руководить некому. У них возникла необходимость в синедрионе, тогда он имел все три современные ветки власти: издавали законы, исполняли законы, судили. Когда к власти пришли римляне то оставили синедриону только судовую власть, причем синедрион выносил все приговоры кроме смертного.

Иоанн Предтеча начинает проповедовать и за ним идет масса народа – это настораживает синедрион. Ведь Иоанн говорит о Мессии, а они тоже ожидают Мессию. Поэтому синедрион посылает к Иоанну посольство. Посланные, прежде всего, спрашивают Иоанна: кто ты? (Ин. 1:19).

Вероятно, пославшему их синедриону очень хотелось, чтобы Иоанн объявил себя Христом; иначе трудно объяснить ту назойливость, с которой они пристали к Иоанну. По мнению Златоуста (Беседы на Евангелие от Иоанна. 16), члены синедриона хотели ласками расположить Иоанна к тому, чтобы он объявил себя Христом, и затем подчинить его своему влиянию.

Они спросили Иоанна: не пророк ли ты? Не Илия ли ты? Не Христос ли ты? – на все эти вопросы Предтеча говорит «нет!». Но разве он не пророк? Разве он не Илия? Почему он говорит неправду?

Но евреи вкладывали в эти вопросы другие значения, чем Иоанн Креститель и мы. Он пророк, но не в том значении, которое вкладывают они; он Илия, но абсолютно не в том значении, которое подразумевают фарисеи и саддукеи. Они спрашивали, не Илия ли он и понимали в прямом толковании, они знали пророчества из Ветхого Завета Малахия и Исаии и они думали, что Илия воскреснет и перевоплотится.

После этого Иоанн Креститель крестит Христа, о крещении мы говорили на прошлой лекции.

ТЕМА 2: После крещения было еще свидетельство Предтечи об Иисусе как о Христе-Мессии.

Сразу после крещения было искушение. Христос на 40 дней идет поститься.

На другой день после допроса Иоанна посланными синедриона Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса и, указывая на Него, сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).

Об Агнце Иоанн узнал из пророчества в Книга пророка Исаии 53:7:

« 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».

ТЕМА 3: Искушение.

(Мф 4: 1-17; Мк 1:12-13; Лк 4:1-13)

Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе перед синедрионом. Искушение Иисуса Христа. Первые ученики Христа.

Евангелие от Матфея 4:1-17 »

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. 12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. 17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 

Евангелие от Марка 1:12-13 »

Евангелие от Луки 4:1-13 »

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. 9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. 

У трёх синоптиков сразу после крещения идет искушение в пустыне. Причем они указывают на то, что действительно эти события были один за другим.

В греческом оригинале в евангелие от Матфея дух, который вел Иисуса в пустыню пишется с маленькой буквы, а в нашем переводе с большей буквы. А если с маленькой буквы то это значит что дух злой, злой дух будет искушать Христа в пустыне.

Иоанн Златоуст объясняет для чего после крещения сразу такое искушение – для того что бы нам показать, что после нашего крещения, после нашего доброго поступка искушение будет в порядке вещей. Как только сделали, что-то хорошее дьявол сразу начнет мстить.

Почему Христос идет в пустыню? То что происходит с Христом это своеобразное повторение того что было с Адамом в раю: перед Адамом стояло искушение и он ему не устоял, а Христос устоял. Адам, имея рай перед собой, не выдерживает искушения и рай становится пустыней, а Христос делает абсолютно противоположное действие – Он идет в пустыню для того, что бы сделать ее раем. В древности во всех народов все боги, которые имели злое начало, они все проживали в пустыне.

В первую очередь Христос идет в пустыню не поститься, а молится. Но пост и молитва очень связаны между собой. Пост – это телесное дело, а молитва – это дело Духа. Почему 40 дней? Потому что Христос этим показал, что до него уже 2 человека (Илия и Моисей) постились 40 дней, а Христос тоже показал, что Он как человек постится и не использует Свою божественную природу.

Первое искушение. Искушение голодом (похоть очей).

А дальше приступает ко Христу дьявол и искушает Его остановить страдания, предлагая превратить в хлеб камень.

Евангелие от Луки 4:3

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом».

Камню сему, у евангелиста Матфея: камням сим. Превращение одного камня в хлеб казалось уже достаточным сатане (Толковая Библия А.П. Лопухина).

Евангелие от Матфея 4:3

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

Толкование на этот стих блж. Феофилакта Болгарского:

Этот соблазнитель слышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но с другой стороны видит, что Он взалкал, и недоумевает, как Сын Божий может чувствовать голод. Поэтому искушает Его с целью удостовериться, говоря: «если Ты Сын Божий», он льстит Ему, думая, что Он что-нибудь скрывает.

Но ты спросишь, что за грех было сделать из камней хлебы?

Итак, знай, что послушаться дьявола в чем-либо — грех. С другой стороны, дьявол не сказал: «пусть будет этот камень хлебом», но «камни», желая ввергнуть Христа в излишество, ибо для голодного совершенно достаточно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.

Знал ли дьявол что Иисус Христос  Сын Божий?

Святые отцы в этом вопросе дошли консенсуса в том, что дьявол не знал о двух природах Христа, от него это было скрыто, но он догадывался. Дьявол видел крещение, видел отверзшиеся небеса, видел ангела, но ведь крещение во оставление грехов, и он недоумевает как так он вроде бы человек и грешный и безгрешный. Интуитивно дьявол ощущает, что Этот человек святой, к Христу приблизиться он не мог. Поэтому он Его искушает.

Христос все три искушения будет отбивать словами Святого Писания и все три с Второзакония.

Искушение

Слова Сатаны

Ответы Христа

Голодом «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»  (Мф. 4:3) «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»  (Мф. 4:4)
Гордыней «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею»  (Мф. 4:6) «написано также: не искушай Господа Бога твоего»  (Мф. 4:7)
Верой «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё»  (Лк. 4:6-7) «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»  (Лк. 4:8)

Дьявол надеялся, что Христос, терзаемый голодом, соблазнившись и сотворив однажды чудо для себя, поступит также и в будущем. На лукавый совет Иисус ответил словами Моисея, сказанными относительно манны, которой Бог питал евреев в пустыне:

«Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3).

Феофилакт Болгарский отмечает, почему Дьявол предложил Иисусу обратить в хлеб не один камень, а несколько:

«диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба» (при этом у Луки, в отличие от Матфея, речь идёт об одном камне).

Второе искушение. Искушение гордыней (гордость житейская).

Евангелие от Матфея 4:6

«и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Феофилакт Болгарский блж.:

Говоря: «если ты Сын Божий», дьявол хочет сказать: я не верю голосу с неба, однако Ты покажи мне — Сын ли Ты Божий. Поистине, проклятый! Если Он был Сын Божий, то неужели Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно это — низвергать беснующихся, Богу же — спасать. Не о Христе написано: «на руках понесут Тебя», но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, будучи Богом, не нуждается в этом.

Евангелие от Луки 4: 9-12

«И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего«

Порядок искушений у евангелистов разный:

- у Луки порядок такой: искушение голодом, искушение верой, искушение гордыней;

- у Матфея порядок такой: искушение голодом, искушение гордыней, искушение верой.

Все учебники говорят, что правильный порядок искушения у Матфея, потому что искушение Христа проходило совсем на других уровнях: не на уровнях тщеславия, гордости и похоти очес, а все искушения касались Его миссионерского предназначения.

 

При втором искушении Дьявол предложил поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Христос мог этим легко увлечь их за собой, но это было бы бесплодно для их нравственной жизни. Также, Иисус показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога. Дьявол, как и при первом искушении, начинает свою речь со слов «если Ты Сын Божий», чем, по мнению толкователей, пытается возбудить у Христа тщеславие. В данном искушении Дьявол цитирует Иисусу строки 90-го псалма, который показывает верующим выгоды полной надежды на Бога.

«если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею»  (Мф. 4:6)

Иоанн Златоуст свт.

Что ж теперь начинает делать этот гнусный обольститель? Побежденный Иисусом и оказавшись не в силах склонить Его, не смотря на сильный Его голод, к согласию на свое требование, дьявол приступает к другому средству и говорит; аще Сын еси Божий, верзися низу: писано бо есть, яко ангелом Своим заповесть о Тебе, и на руках возмут Тя. Почему к каждому искушению он прилагает: аще еси Сын Божий? Как поступил он с прародителями, так поступает и теперь. Подобно тому как тогда словами: в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу. А поелику Господь говорил с ним словами Св. Писания, то и он приводит свидетельство пророка.

Но дьявол выбросил несколько слов из 90 псалма, который он цитирует. Те слова, в которых говорится о том, что если только ты будешь идти теми путями, которые Господь уготовал, тогда Он заповедает ангелам на руках нас нести, и с молитвой мы переступим что угодно. Но Спасителю искуситель предлагал, уклонится от праведного пути, и в таком случае это не путь Господень, на этом пути не будут ангелы ловить.

Что же такое искушение?

Свт. Игнатий Брянчанинов искушением называет нечаянную скорбь.

Нужно различать искушения для нас и для Господа.

В соборном послании святого апостола Иакова 1: 13-14 сказано:

«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» 

Но, тем не менее, Господь в Ветхом Завете не единожды искушал нас, посылая скорби. Что такое искушение от Бога – это своеобразная проверка нас на добродетель. Этим Он укрепляет нас, закаляет в добродетелях. А на зло нас искушает не Бог, а:

- наша плоть;

- наши близкие;

- сатана.

А как мы искушаем Бога?

Д/з перечитать Второзаконие 6-8 главы, которые Христос цитирует во время искушения.

В этих главах есть свой контекст искушения: «16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.» (Втор. 6:16). Там было искушение такое: израильтяне вырываются от фараона, приходят в пустыню, небольшие запасы воды взяли, но скоро они иссякли, и первое на что они начинают роптать это на то, что нет воды. Они начали говорить, что раз нет воды, значит, нет и Бога – потребительский подход к вере. Мы искушаем Бога тогда когда, что бы признать Его существование, просим обеспечения для себя, просим чуда.

Третье искушение. Искушение верой (похоть плоти).

Евангелие от Матфея 4:8-10

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»

Евангелие от Луки 4:5-8

«5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи»

Искушение верой.

Последний раз, искушая Иисуса, дьявол, показывая ему все царства мира, над которыми он имеет власть, и, предлагая их ему, надеялся смутить его человеческий дух и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Своим отказом Иисус показывает, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение. В отношении вопроса о том, как Христу были показаны все земные царства, Феофилакт Болгарский пишет:

«я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа».

Феофилакт Болгарский блж.:

«Не искушай, — говорит, — Господа Бога твоего», ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это — Моисееве изречение о манне (Втор. 8:3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор. 6:13, 16).

Прохождение Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать. Ефрем Сирин отмечает, что как крещение состояло из трёх погружений, так и искушений было тоже три. Всё пребывание Христа в пустыне, его пост, молитва и завершившее их искушение являются, по словам Иоанна Златоуста, примером того, как надо вести борьбу с силами зла.

ТЕМА 4: Первые ученики Христа.

Евангелие от Матфея 4: 18-22 »

Евангелие от Марка 1: 16-20 »

Евангелие от Иоанна 1: 35-45 »

« 35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). 43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.»

 

Первые ученики Христа появились сразу после искушения. Он спускается с горы (запад Мертвого моря) подходит туда, где Иоанн крестит и Его первыми учениками становятся ученики Иоанна. Но они не сразу за Ним пойдут, а только на второй-третий день, и только двое: Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. А остальные не идут. Что ими руководит? Почему не идут? Трудно сказать! Возможно привязанность к Иоанну, возможно несоответствие Христа их представлениям о Мессии.

Было всего 3 призвания учеников:

1. После искушения 4 ученика: Иоанн и Андрей привели первых своих братьев: Андрей – Симона (Петра), а Иоанн – Иакова.

В первый год служения ученики не станут Его последователями, они пойдут за Ним только что бы послушать Его речи, посмотреть, где Он живет и некоторое время побудут с Ним на браке в Канне Галилейской. Дальше они исчезнут и пойдут заниматься в Капернаум своей ловлей рыбы. И позже уже Христос призовет их там же во время ловли рыбы.

2. В Иудеи Христос прожил почти 8 месяцев, во время которых крестил народ. И уже когда Он решил вернуться в Галилею, на первом году служения, на Галилейском озере призывает еще 2 учеников: Филиппа и Нафанаила.

3. На втором году служения, когда Христос выберет 12 апостолов.

Аудио запись этой лекции:

button-download

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>