ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство. Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.

Лекция №6 от 18.02.2015

Предмет: История  Церкви

Лектор: отец Анатолий Черногор

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

Тема 1: Пятый Вселенский Собор

Предпосылки созыва Собора

После 4 Вселенского Собора византийские императоры пытались всеми средствами воссоединить мнофизитов с православными.

В 476 году император Василиск издает свое послание, в котором осуждает 4 вселенский Собор и стает на сторону монофизитов. Это стало причиной его свержения с трона. Его приемник Зенон также издает свое послание «Энотикон» где умалчивает о теме одной или двух природ во Христе.

Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство. Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.

Юстиан І Великий (527-565)

С приходом к власти Юстиана І Великого (527-565) попытки воссоединения стали проводится еще активнее. Отметим, что его жена Феодора была тайной монофизиткой. И с ее инициативы придворные епископа Феодор и Донициан предложили такой путь воссоединения с монофизитами: необходимо осудить Федора Мапсуестийского, а так же писания блаж.Феодорита Кирского и Иву Эдесского.

Однако, если бы это произошло то Церковь противоречила бы своей собственной воле, потому что двое последних лиц были признаны православными на 4 Вселенском Соборе.

Юстиниан І понял опасность данной идеи.

Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Для Юстиниана вопрос не состоял, как для нас, в определении отношений «между Церковью и государством» как между двумя различными социальными структурами.

Для него, народ Божий должен был быть ведом двумя различными иерархиями:

  •  одна — несущая ответственность за внешний порядок, безопасность, благосостояние и управление;
  •  другая — ведущая народ Божий в сакраментальное предвкушение Царства Божия.

Юстиниан Великий.

Это один из самых великих и образованных императоров Византии. Он в совершенстве знал не только философию и право, но и так же богословие. Он написал гимн «Единородный сыне». Он создал свой кодекс права «Кодекс Юстиниана», был так же автором идеи «симфонии» — сотрудничество церковной и светской власти. И так же был великим храмостроителем.

Конечно, самое главное творение Юстиниана — это собор Св. Софии. Главная базилика имперской столицы, посвященная Христу — Премудрости Божией (1 Кор., 1:24), была впервые построена Констанцием. Она сгорела в 404 г. во время волнений, связанных с ссылкой св. Иоанна Златоуста, и была вновь отстроена Феодосием II, но во время восстания «Ника» в 532 г. полностью сгорела. Новый, великолепный храм был отстроен за 5 лет (532-537) архитекторами Артемием Тральским и Исидором Милетским и освящен на Рождество 537 г. Наполненный светом громадный интерьер Великой церкви завершался гигантским куполом, символизировавшим нисхождение Неба на Землю. Стены были украшены золотыми мозаиками и разноцветными мраморными плитами. Массивные колонны были свезены с разных концов Империи, в том числе даже из разрушенного храма Зевса в сирийском городе Баалбеке. Надпись на золотом престоле гласила: «Твоя от Твоих Тебе приносяще рабы Твои император Юстиниан и Феодора». Впечатление, производимое собором (самым большим в христианском мире до XII в., когда началось сооружение гигантских готических соборов на Западе), было таковым, что до самого падения Константинополя в 1453 г. он оставался духовным центром всего восточного Православия.

 Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство. Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.

Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Он был эмоциональным человеком, необычайно трудолюбивым (как мы бы сказали сегодня, workaholik) — в придворных кругах говорили: «Император никогда не спит», — вникавшим в каждую мельчайшую деталь правления. Он почти никогда не покидал своего дворца и никогда не выезжал из Константинополя. При всей роскоши своего двора он вел весьма аскетическую жизнь. Страстью его жизни было богословие.

Кроме мнения что Феодора была монофизиткой бытует и другое мнение:

Все любят рассказывать историю про то, как после смерти Феодоры Юстиниан случайно забрел на женскую половину дворца и обнаружил там скрывающегося монофизитского патриарха Александрийского Феодосия, ο чем он, якобы, ничего не знал. На самом деле такая картина неверна: Юстиниан и его двор никогда не отступали от халкидонской веры. Скорее всего, императрица была глубоко убеждена, что монофизиты круга Севира были чрезвычайно близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор. С согласия и одобрения Юстиниана она поддерживала личные отношения с монофизитскими лидерами, предоставляла им убежище в нужные времена и активно участвовала в политических интригах направленных на их примирение с официальной Православной Церковью. Феодора с Юстинианом были очень дружной и слаженной парой и всегда действовали сообща: тут налицо была продуманная политика кнута и пряника. Православные считали ее ведьмой, а монофизиты его — тираном. В результате они могли оказывать влияние на обе стороны.

Ход и решения 5 Вселенского Собора.

В 552 году император Юстиниан издает свой эдикт о «трех главах» и этим же указом созывает 5 Вселенский Собор.

В эдикте Юстиниана осуждался Феодор Мопсуестийский, ряд писаний Феодорита Киррского и одно письмо Ивы Эдесского. Каждому из этих лиц была посвящена глава эдикта. Отсюда и выражение «три главы».

Как уже было отмечено выше, монофизиты постоянно обвиняли Халкидонский Собор в несторианстве, в большей степени из-за того, что Собор официально реабилитировал двух критиков Кирилла — епископов Феодорита и Иву. Так как Юстиниан надеялся прийти к подлинному богословскому согласию между двумя партиями, он должен был найти достойный ответ на эти обвинения.

На это защитники осуждения «трех глав» отвечали, что были осуждены не сами лично Феодорит и Ива, а лишь часть их писаний, а именно та часть, которая противоречила учению св. Кирилла или была направлена либо против него лично, либо против Эфесского Собора.

Однако на Западе эти же доводы не сработали.

В этот критический момент Юстиниан осознавал, что дальнейший прогресс его плана зависел от одного человека — папы Вигилия, и что возвышение папского авторитета, наконец, сыграет свою роль: папа обеспечит послушание Запада.

Однако Вигилий, видя столь единодушное неприятие «трех глав» на Западе, медлил и не давал ответа. Юстиниану пришлось послать ему весьма настойчивое приглашение посетить столицу, от которого папа уже не смог бы отказаться: в 545 г. в Рим прибыл отряд имперских солдат, чтобы с почетом повезти Вигилия в Константинополь. Он тянул как мог и ехал туда больше года.

В начале 547 г. папа прибыл в Константинополь. Его встретили с невероятной помпой. Тем не менее вначале Вигилий решил сопротивляться. Однако через полгода папа начал понимать всю отчаянность своего положения и дал Юстиниану секретные письменные обещания осудить «три главы», если будет созван собор под его председательством. Однако происшедшее недолго удовлетворяло Юстиниана: наконец-то он понял, что папская власть совсем не пользовалась таким авторитетом на Западе, как ему казалось.

Он стал готовиться к созыву Вселенского Собора.

Собор собрался в города Костантинополя в 553 г. в царском Трулльском дворце.

Пятый, шестой Вселенский Собор. Монофелитство. Пято-шестый Трульский Собор. История Православной Церкви.

Он не был продолжительным. На нем присутствовало всего 145 епископов, опять большей частью восточные (лишь пять епископов были из Африки, и еще три из Иллирика), в том числе патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский и легаты Иерусалимского (Евстохий Иерусалимский не мог отлучиться из своего города из-за проблем, создаваемых оригенистами). Вигилий, почувствовав свою силу, отказался прибыть на Собор, заявив, что там нет достаточного числа западных епископов. В истории Церкви это был второй Собор (после Собора 381 г.), признанный вселенским, на котором не только не было представителей римского престола, но который собрался против пожеланий пап. Председателем Собора был патриарх Константинопольский Евтихий.

В результате работы собора было поставлено:

  • - осудить Феодора Мапсуестийского как несторианина;
  • - осудить труды Феодорита Кирского («против Кирилла») и Ива Эдесского («Марию Персу») за их несторианское содержание, однако самих Феодорита и Иву как осудивших Нестория и подписавших документы 3 Вселенского Собора признать православными. Таким образом Церковь подтвердила неизменность своих догматических решений;
  • - четыре Собора были вновь провозглашены вселенскими;
  • - было утверждено кирилловское понимание Халкидона;
  • - были приняты 12 анафем против Нестория и даже, наряду с халкидонским оросом о «двух природах», знаменитая кирилловская формула «одна природа Бога Слова воплощенного» была признана допустимой и законной, если принимать ее в свете халкидонского определения: специально оговаривалось, что тут свт. Кирилл употреблял слово «природа» в смысле «ипостась». Тем самым халкидонская формула была истолкована в приемлемых для всех смыслах, открывая дорогу для примирения с монофизитами.

Христианский Восток после Юстиниана

Провал попытки Юстиниана привести Восток к религиозному единству показал, что ни богословские аргументы, ни применение силы не могут превозмочь глубокое недоверие народных масс в Сирии и в Египте к халкидонскому определению — недоверие, внушенное им с самого начала первыми противниками Собора. Никогда во всей истории богословских разногласий и на Востоке, и на Западе официальная Церковь до такой степени не старалась найти богословский консенсус и не шла на такие уступки ради восстановления единства. Главный фактор раскола, несомненно, был богословским. Почему же тогда раскол не был преодолен и после 553 г.? Ведь согласно V Собору, можно говорить и ο «единой природе Бога Слова воплощенного», и употреблять халкидонскую терминологию.

6 Вселенский Собор. Монофелитство.

Монофилитство буквально «одна воля». Эта ересь происходит из недр монофизитства. И носит некую политическую окраску. После 5 Вселенского Собора императоры продолжали искать пути воссоединения монофизитов с православными. Во время правления императора Ираклия (610-641 гг.) появляется учение под названием моноэнергизм «единое Богомужное действование», это учение Ираклию предложил монофизитский епископ Кир. В 630-ом году Кир был поставлен патриархом Антиохийским, а в 633г. написал «Девять согласительных членов», где развивает учение о моноэнергизме. В борьбу против этого учения выступают патриарх ерусалимский Софроний и преподобный Максим Исповедник. Именно они обосновали учение о двух волях во Христе. В 638 г. Ираклий издал «Эктесис», где запрещает говорить о двух волях во Христе и признает лишь одну волю. В 648г. его приемник Констанц 2 издает «Типос» (правило веры), где запрещает говорить, как об одной так и о двух волях.

В 649г. из-за неповиновению этому указу папа римский Мартин и Максим Исповедник были засланы в ссылки.

Император Ираклий спас Империю от Персов, однако в его время появляются новые враги – мусульмане. После того как мусульмане захватили Сирию и Палестину у Ираклия случился нервный срыв и до этого славный полководец превратился в нервного старичка.

Наверное, Ираклий был одной из наиболее трагических фигур из всех византийских императоров. Первую половину царствования Ираклия его армии боролись за внешнее, физическое сохранение вселенской Римской Империи. Но император с патриархом также думали о внутреннем, церковном единстве, которое было под угрозой из-за раскола между халкидонцами и монофизитами. Это было важно, так как именно в тех районах, где проходило большинство сражений — Армения, Сирия, Египет, — также шел и бой за души христиан. Предпринимая инициативу по примирению с монофизитами, Ираклий следовал примеру своих предшественников, пытавшихся добиться церковного единства на Востоке. Но его политика была построена не на простом уходе от проблемы, скорее Ираклий попытался продолжить развитие христологической мысли — в том направлении, которое, как он думал, началось уже при Юстиниане.

Так родился «моноэнергизм». Моноэнергизм как формула единства обладал многими преимуществами. Главное из них — то, что на основе этой формулы могло произойти объединение двух сторон. Более того, моноэнергизм создавал мост не только между православными и монофизитами: как это ни парадоксально, его принимали и многие несториане, встреченные в Персии Ираклием. Несториане всегда учили, что две природы и две ипостаси Христа объединялись одним действием (энергией) в едином «просопоне единения». Однако, к сожалению, эта формула имела сомнительную репутацию, так как ее использовал Аполлинарий.

В 631 г. в Александрию прибыл новый халкидонский патриарх, наделенный властью как архиепископа, так и префекта (губернатора) Египта. Эта роль в Александрии была доверена Киру (631-639). Его задачей было объединить на основе моноэнергизма и Египет. Но в 631 г. никто не мог предвидеть, что миссия Кира будет весьма краткой, что в 639 г. в Египте воцарится ислам, который навсегда отрежет египетскую Церковь от Империи и на долгие века превратит ее в изолированное меньшинство. Для достижения своей цели Кир использовал как аргументы, так и силу. 3 июня 633 г. Кир совершил в главном соборе Александрии Евхаристию, на которой причастилась большая часть городского монофизитского духовенства и даже два епископа. Основой объединения послужили 9 анафематизмов, которые патриарх торжественно провозгласил с амвона. Анафематизмы были составлены на базе обычных Кирилло-халкидонских формул, типичных со времени Юстиниана. Но в этом же 7-м анафематизме появляется ключевая формула: «Тот же самый Христос и Сын действовал божественно и человечески через одну богочеловеческую энергию, как сказал св. Дионисий».

Но Кир не понял, что он затронул вопрос, который и является основным пунктом разделения между православными и монофизитами: проблему присутствия в ипостасном единстве реального и активного тварного человечества, которое и воспринял на Себя Логос. Но он не подозревал, что в халкидонском Православии есть люди, для которых истинная вера важнее всех церковных и политических соображений. Эти люди резко выступили против имперской политики.

В том же 633 г., когда было провозглашено объединение, в столице Египта гостил старец, ученый монах по имени Софроний (550-641). Во время описываемых событий ему было уже больше 80 лет. Софроний обладал широкой известностью и авторитетом духовного человека, и Кир решил показать ему 9 анафем, чтобы заручиться его поддержкой. Прочитав их, «Софроний падал Киру в ноги, плакал и умолял его не провозглашать их с амвона, так как это доктрины Аполлинария». Он сразу выступил против выражения «одна энергия» и потребовал заменить ее на «две». Кира возражения не остановили, и анафематизмы, как мы знаем, были провозглашены.

В 627-628 г. Софроний прибыл в Африку, где познакомился с другим беженцем от персидского нашествия — монахом Максимом (будущим Исповедником), который стал его духовным сыном. Папу занимает вопрос о безгрешности Господа Иисуса Христа, вытекающей из нетронутости Его человеческой природы первородным грехом. В Нем не было, по выражению апостола Павла, «иного закона в членах тела, противовоюющего закону ума». Все действия сходились к единству безгрешной воли. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм.

В 648 г. император Констант II попытался закрыть тему. Он издал декрет, известный под именем «Типос», в котором вообще запрещал «любые споры и разговоры об одной воле или одной энергии, равно как и о двух волях или двух энергиях».

Но вопрос уже не мог быть снят простым имперским запретом: он требовал настоящего разрешения. Тем более, что на практике «Типос» означал запрет православным защищаться против официального монофелитства.

В чем же суть учения преп. Максима Исповедника? Она выражена в разработанном им учении о двух волях человека: природной и гномической, т. е. избирательной, или воле суждения. Св. Максим был абсолютно уверен, что как моноэнергизм, так и монофелизм являются предательством халкидонского провозглашения полноты человечества Христа. Там, где нет естественной, подлинной человеческой воли, там не может быть подлинной человечности. Воля и действие являются естественными свойствами духовной природы, и, следовательно, из двойственности природ неизбежно следует двойственность действий. Но если человеческая воля есть не более чем движение природы, то в чем же проявляется человеческая свобода? Как в таком случае можно объяснить грехопадение и восстание человека против Бога? Учение преп. Максима Исповедника о двух волях — природной и избирательной, — отвечающее на эти вопросы, стало его величайшим вкладом в патристическое предание. Под природной волей св. Максим имеет в виду главную характеристику духовного бытия, а под избирательной (или волей суждения) — волевой выбор или колебание между равнозначными и равноценными возможностями.

Человек, отпадая от Бога, оказывается рабом своих страстей, самого себя и, в конечном счете, сатаны. Поэтому для св. Максима человек был воистину свободен только тогда, когда он следовал своей природной воле, которая предполагала сотрудничество с Богом, творчество, согласное с Божественной премудростью, причастие и жизнь в Боге.

«Природная воля» есть тяготение природы к тому, что ей подобает, это сила, объемлющая все природные свойства. Природа в естественном своем состоянии, то есть в состоянии, не искаженном грехом, может желать только добра, поскольку она — «природа разумная», то есть устремленная к Богу. Воля совершенной природы воспринимает добро и, следовательно, принадлежит добру. Но грех затемнил и затуманил это восприятие, и теперь естество часто стремится к вещам «противоестественным», его желания погрязают в грехе. Однако у человека есть другая движущая сила, которая определяется не природой, но каждой человеческой испостасью, каждым человеком в отдельности. Это свобода выбора, или личное суждение каждого человека, которым он судит природную волю, принимая ее или отвергая и направляя к иной цели, и, очищая ее от греха, превращает ее в подлинную природную волю. Однако свобода выбора может быть и свободой восстания, бунта, движения против природы и, следовательно, саморазрушения. Адам и Ева в грехопадении воспользовались именно этим аспектом избирательной воли, который после изгнания из рая был закреплен их «природным» существованием.  «Выбор» не является необходимым условием свободы: Бог волит и действует в абсолютной свободе, но именно Он никогда не колеблется и никогда не выбирает. Выбор предполагает раздвоенность и неясность, т. е. неполноту и слабость воли. Только грешная и немощная воля может колебаться и избирать.

Итак, император Констант II после смерти Максима направился в Рим. Он думал было перенести столицу из оказавшегося под ударами арабов Константинополя в Сиракузы, но был убит в этом сицилийском городе в результате дворцового переворота (668 г.). Императором стал его сын Константин IV Погонат (Бородатый) (668-685). Его царствование началось с отражения наступления арабов. Начиная с 663 г. в течение 15 лет арабы совершали ежегодные набеги на Малую Азию. К 678 г. арабский флот был разгромлен, и остатки его бесславно убрались из византийских вод. Арабы вынуждены были заключить 30- летний мир с Византией. Трудно переоценить всю важность победы византийцев в 678 г. Впервые победоносное шествие ислама было остановлено. Все силы арабов были направлены на овладение Константинополем, который был последней дамбой, сдерживавшей мусульманский потоп, — но Константинополь выстоял.

Ход и решения 6 Вселенского Собора.

Собор был созван указом императора Константином Погонатом (668-685гг.). Состоялся он в Константинополе, в нем участвовало 170 отцев, в том числе и представители папы Римского. Собор проходил в 680-681 гг. Всего было 18 заседаний. В своих решениях Собор постановил:

  • - осудить ересь монофилитства
  • - и ее идеологов: патриархов Сергия, Кирра, Пирра, Павла, Федора и папу Римского Монория

Таким образом Церковь учит о том, что отдельное естество не мыслимо без своей воли.

Монофилиты существуют до сих пор. После 6 Вселенского Собора их центр перемещается в монастырь Авва Мария находящийся в Ливане. Там они жили как отдельная сплаченная община, что помогло им выжить. Сейчас они называются – маронитская Церковь.

VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. До 16 сентября 681 г. прошло 18 сессий. Вначале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христианского мира в 680-681 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным.

В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680-681 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу, на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе. Была проделана большая работа: приводились святоотеческие тексты, подлинность ряда писаний ставилась под вопрос, тексты сверялись друг с другом, проводились активные архивные поиски.

На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Константинополем. Папский легат, епископ Портский, совершил Евхаристию на латыни, а император официально отменил налог, который папы должны были платить имперским властям после своего избрания. 15-е заседание Собора (уже после Пасхи) было посвящено одному вынужденному эксперименту. Некий монах Полихроний приобрел своей демагогией такой вес в глазах черни, что Собор смирился, позволив ему проделать предложенный им опыт: воскресить мертвеца в доказательство истины монофелитства. Полихроний уверял, что стоит ему положить на грудь мертвеца монофелитское исповедание веры, как тот сразу же встанет и провозгласит истину монофелитства: эта истина была-де открыта ему в видении. Для этой цели в зал заседаний Собора принесли недавно скончавшегося человека. Полихроний начал громко перед ним восклицать, делать молитвенные жесты, шептать ему что- то на уши. Сумасшедшему дали целых два часа срока, после которых толпа разъярилась и готова была растерзать его на части. Полихроний отказался отречься от монофелитства и был тут же анафематствован Собором: «Анафема новому Симону Волхву, анафема обманщику народа!»

Вот определение веры Собора:

«Проповедуем также, по учению свв. отцов, что в Нем и две природных воли или два природных желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И две природных воли, не противоположных одна другой, как говорили нечестивые еретики, — да не будет! Но его человеческое желание не противоречит (т. е. не стоит в противоположности фактически) и не противоборствует (т. е. не противится преднамеренно), а следует им» лучше сказать, подчиняется Его божественному и всемогущему желанию».

Но главное значение решений, принятых в 680-681 гг., — не столько в словах или формулах, сколько в видении воплощения, явленном в богословии преп. Максима. Итак, на этом в основном, можно сказать, была завершена эпоха христологических споров. Преп. Максим оказался достойным завершителем дела своих великих предшественников, ибо именно его богословие послужило основой для формулирования православного учения о воплощении и для торжества Православия.

Пято-шестый Трульский Собор.

Важным событием 7 века так же был пято-шестый Трульский Собор.

Этот Собор состоялся в 692г. в Трульском дворце. Собор касался больше вопросов церковной дисциплины и церковной жизни. А причиной его созыва послужили нравственные упущения в жизни духовенства и верующих.

Собор издал более 150 правил. Например:

11-е правило запрещало различные отношения с иудеями под страхом отлучения, в том числе запрещало ходить в бани с ними:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Константин IV умер в 685 г., всего 33 лет от роду, после 17-летнего царствования. Воцарился его сын Юстиниан II «Безносый» (685-695; 705-711), которому только что исполнилось 17 лет. Молодой император во что бы то ни стало хотел превзойти своего великого предшественника. Юстиниан II был очень энергичным человеком, но совершенно не обладал дипломатическими способностями: многие чрезвычайно нужные и дальновидные решения он принимал так, что восстанавливал против себя всех. В 695 г. поднялся бунт, заговорщики собрались в Св. Софии. Туда же явился и патриарх Каллиник, заявив народу: «Сей день, его же сотвори Господь!», а народ кричал: «Разнесем кости Юстиниана!». Императора захватили, отсекли ему нос (отсюда его прозвище — «Безносый») и сослали его в Крым, в Херсонес Таврический.

В своей церковной политике Юстиниан II стоял на твердой почве VI Вселенского Собора. При всей своей патологической жестокости, он был весьма набожным: на монетах именовался «Слуга Христов» и был первым византийским императором, выбившим лик Христа на своих монетах (на обратной стороне). Юстиниан II решил доразвить творчество V и VI Соборов, тем более, что разброд в церковной среде и слабость дисциплины подталкивали к каноническому творчеству.

Указывалось, что ни V, ни VI Вселенский Соборы не издали никаких канонов. В дополнение к ним следовало бы издать таковые. В 691-692 гг. Юстиниан созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов. Собор был собран в том же зале со сводами (Трулльском зале), что и VI Собор. Официально он называется Трулльским Собором, или Пято-шестым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским Соборам. Но Римская церковь его вселенским не признала.

На основании запретов и наказаний, налагаемых 102 канонами, принятыми Собором, мы можем реконструировать широкую картину церковных и нравственных непорядков того времени:

- В некоторых местах епископы продолжали жить со своими женами (правило 12);

- Священники вступали во второй брак или женились до посвящения, но на вдовах, блудницах и актрисах (правило 3);

- Диаконы и иподиаконы вступали в брак после принятия сана (правило 6);

- В священники, диаконы и иподиаконы ставились лица, не достигшие канонического возраста (правила 14 и 15);

- Священники и монахи позволяли себе ходить на конские бега и в театры (правило 24);

- Св. Причастие раздавалось за деньги (правило 23);

 - Людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они и приобщались уже собственноручно (правило 101);

 - Выдумали приобщать даже умерших (правило 83).

Предыдущая лекция №5 по этой ссылке. 

Скачать аудиозапись лекции:

button-download

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>