ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Второй Вселенский Собор. История монашества. Православный интернет курс.

Лекция №3

Предмет: История Православной Церкви

Лектор: Отец Анатолий Черногор.

26.11.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Предыдущая лекция №2 по этой ссылке. 

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

Правление Юлиана Отступника

Второй Вселенский Собор. История монашества. Православный интернет курс.

Юлиан Отступник

Было 2 волны арианства, между которыми было правление Юлиана Отступника.

Юлиан Отступник (361-363г.) – был внучатым племянником императора Константина Великого, племянникам императора Констанца.

После смерти бездетного Констанца к власти пришел его племянник Юлиан. Видя раздоры в Христовой Церкви, он захотел восстановить язычество.

Он выпустил из ссылок всех православных епископов, которые были посажены туда при Констанцие. Но его попытка восстановить языческую религию не увенчалась успехом. Он погиб в походе на Персию.

В первое время поборниками христианства выступали:

До Юлиана:

- Афанасий Александрийский – он долго находился в изгнаниях, однако продолжал писать свои труды, важно, что именно он в пасхальном послании впервые приводит точный канонический список Нового Завета.

Отцы Каппадокийци.

otci-kapadokiuskie

После Юлиана (во вторую волну арианства):

- Отцы Каппадокийские: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов — они смогли упорядочить Троичную идеологию, объяснить на основании философского аппарата, что же есть природа и что значит ипостась Бога.

Василий Великий (ок. 330—379, с г.Кесария) – происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев —Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах (где и познакомился с Григорием Богословом), стал епископом г.Кесарии. У него была цель – объединить силы православных, которые были разъединены потому, что не было единства терминологии. Он объяснил в своих трудах православное вероучение о Троице. Он также написал учение о Духе Святом, которое легло в основу нашего Символа Веры.

Григорий Богослов (329, Арианз — 389, Арианз) – стал автором уставов для монахов, он был очень образованным, получил образование в Афинах (там познакомился с Василием Великим), имел прекрасное чувство культуры.

Григорий родился около 329 года, в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна. О своих родителях Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни»:

Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошёл я.

Получив начальное домашнее образование, Григорий обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и вАлександрии. Осенью 350 года Григорий отправился в Афины, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию: «Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». В Афинах Григорий познакомился с трудами Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что в то время при изучении трудов данных философов больше внимания уделялось их стилю, а не учению, на теологию Григория неоплатонизм оказал сильное влияние. 

Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. В 358 году, когда его отец уже был епископом, Григорий вернулся домой и в тридцатилетнем возрасте принял крещение от своего отца. После этого, Григорий, склонный к монашеской жизни, удалился в монастырь, основанный Василием Великим в Понте в своём имении на реке Ирис.

Григорий Нисский  (ок. 335—394, Каппадокия, младший родной брат Василия Великого) – Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской, куда переехала его семья после смерти отца в 341 г. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах.

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианствомв Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.

Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии. Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.

Эта партия святых отцов стала вождем объединения до этого разрозненных православных сил. Все эти отцы были высокообразованными и глубоко верующими людьми. Их трудами была упорядочена богословская Троичная терминология. В частности они смогли разъединить понятия сущности и ипостаси.

Правлением Феодосия І заканчивается эпоха арианских споров.

ТЕМА: ІІ Вселенский Собор (триодологический Собор).

vtoroy-vselenskiy-sobor

1.Предпосылки созыва ІІ Вселенского Собора.

Проходил Собор в Константинополе в 381 году.

С приходом к власти императора Феодосия І (379 г., испанец по происхождению, православный) начался процесс окончательной победы православия над арианством.

С началом правления Феодосия в Церкви появляются не правильные учения о Святом Духе.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

Впоследствии эта ересь стала называться духоборчеством.

Сам император, будучи человеком военным, был искренне верующим христианином.

2.Ход и решение Собора.

На Соборе участвовало 150 участников. Главными его деятелями были Милетий Антиохийский, Григорий Богослов.

Среди главных решений Собора можно выделить:

- осуждение ереси духоборчества

- завершение формирования учения о Троице

- принятие Символа Веры

- осуждение Арианства

- принятие Константинопольской церковной кафедры в семью главных христианских кафедр империи (Константинопольская кафедра была на втором месте по чести после Рима, Диптих).

Феодосий І очень помогал православным:

- восстанавливал храмы

- помогал социальному развитию церкви

- помогал монастырям и т.д.

3. Монашество и аскетическая литература

Второй Вселенский Собор. История монашества. Православный интернет курс.

3.1. Формы монашества:

С появлением монашества, оно довольно быстро выкристаллизовалось в три основные формы:

1)      Отшельничество – его основателем является преподобный Антоний Великий, который жил в Египте (250-356).

В этой форме подвига монахи уходили в пустыню и несли свой подвиг поодиночке лишь изредка собираясь вместе.

2)      Общежительная форма (кеновия) – форму этому подвигу дал преподобный Пахомий Великий (286-346).

Монахи этой формы жили в монастырях, имели общие места жительства (кельи), общий храм, общее имущество.

Монахи каждого монастыря подчинялись строго своему игумену.

3)      Полуотшельничество (скитская жизнь) – эта форма зародилась в пустыне Скитос (Египет) в IV в. В этой пустыне подвизалось 5 тыс. монахов.

Подвиг эти монахи несли поодиночке, а по Сб. и Вс. приходили в общий храм для богослужения и причастия.

Из Египта монашество распространилось в Сирию, Палестину и Малую Азию. В Палестине монашество приобрело и другие формы подвига, из которых самое замечательное было столпничество.

3.2. Василий Великий и формирование монашеского устава.

Часто монашество в первое время понималось как движение мирян и нередко носило хаотическую форму. Была опасность монашеству стать в христианстве некой сектой.

Святитель Василий Великий написал 1-ый монашеский устав. Главной идеей этого устава были направлены на то, что бы подчинить монастыри местным архиереям и таким образом присоединить монашеское движение к активной церковной жизни.

Согласно уставу:

В монашестве все должно делаться по благословению духовника и игумена.

Их подвиг носил не только молитвенный, но и физический характер.

3.3. Монашеская литература.

Кроме монашеского устава Василия Великого труды о монашеском делании писали также Евагрий Понтийский, преподобный Иоанн Кассиан и блаженный Иероним Стридонский.

Преподобный Иоанн Кассиан (который родился на Востоке) является родоначальником монашества на западе. В нач. V  в. Он организовал ряд монашеских общин вокруг Массирии (Франция, Марсель). Его труды продолжил преподобный Венедикт Нурсийский.

3.4. Христианство в Риме.

После Миланского эдикта 313 г. языческие пережитки в Риме еще долго существовало в Римском обществе, одним из показательных моментов было то, что статую языческой богини Победы убрали из римского сената в коню ІV в.

Большую роль в христианизации римского общества сыграли римские интелегенты. Одним из них является святитель Амвросий Медиоланский.

Он был из языческой семьи, сделал светскую карьеру, был перфектом одной из римских провинций и, будучи не крещенным, по единодушному желанию жителей Милана был избран их епископом.

Он стал прекрасным проповедником и миссионером, ставшим достойным учителем блаженного Августина.

Аудиозапись этой лекции:



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>