КАТЕХИЗИС

Православные курсы. Апофатические и катафатические свойства Бога. Первый член Символа Веры.

Лекция №2

Предмет: Православный катехизис.

Лектор: Чернышов Виктор Михайлович.

 от 20.10.2014

Чернышов Виктор Михайлович

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры.

Текст черным цветом – мое конспектирование за лектором.

Текст синим цветом – мое дополнение к лекции. 

Лекция №1 по этой ссылке.

 

Если предположить случайное происхождение вселенной, то и обезьяна могла бы напечатать Библию!?

Креационистическая теория.

Креационистическая теория - согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:

Буквалистский (младоземельный) креационизм настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты, основываясь на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад.

Метафорический (староземельный) креационизм: в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний.

В действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» (др.-евр. יוֹם «йом») означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Быт. 2:4 יוֹם переведено как «время»Быт. 2:17Пс. 89:52Петр. 3:8).

День – век (развивала католическая церковь): палеозой (это один день), мезозой (это второй день)…

Дни – творения!

5-ый перевод Библии Кирилл и Мелодий 9 век по Р.Х.

Славянский перевод Библии сделан по тексту 70-ти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9-го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях.

Чем еретик отличается от нееретика: еретик упорствует в своем заблуждении, еретик вразумляет дважды.

Мы можем по незнанию что-то не так сформулировать, но сразу возвращаемся.

Первый член Символа Веры.

«Верую во Единого Бога Отца Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

«Кто ОН — Единый Бог Отец Вседержитель?» — спросите вы. «Где ОН обетает?». Мы призываем Его в часы наших затруднений и испытаний. Многие из нас стараются, чтобы мысль о Нем наполняла каждый час нашего бдения. Другие говорят, что они не верят в Него, не верят, что Он существует. И есть еще люди, которые говорят: «Объясните мне Бога, и возможно, что я признаю Его реальность». 

Какие же наиболее известные атрибуты Бога можно перечислить?

Атрибуты Бога.

Атрибуты Бога  – как он проявляет себя в мире, нашими эманациями (Эманация — в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества)).

Бог — незримый, личный и живой Дух, отличающийся от всех прочих духов своими атрибутами, каждый из которых входит в определенную группу.

Библейское откровение учит нас, что существует не только реальность физических явлений и фактов, но и реальность духовных сущностей — ангелов, демонов, Сатаны и триединого Бога. Кроме того, Библия содержит сведения об атрибутах, или характеристиках предметов и материального, и духовного порядка. Говоря об атрибутах той или иной вещи, мы ссылаемся на сущностные качества, которые ей принадлежат или присущи ей, как таковой. Бытие, или субстанция, — это то, что служит основанием вещи, объединяя в одно целое ее многообразные и многочисленные атрибуты. Атрибуты существенны для нашего познания, ибо, зная их, мы отличаем божественный дух от всех прочих духов. Божественный дух необходим, чтобы объединить все атрибуты в одном бытии. Поэтому атрибуты Бога представляют собой сущностные характеристики божественного бытия. Без этих качеств Бог не был бы тем, что Он есть, т.е. Богом.

Некоторые полагают, что, определяя сущность Бога, человек ограничивает Его своими представлениями о Нем. Такая аргументация смешивает слова, передающие определенные представления, с их референтами. Разве определение воды к.-л. образом ограничивает мощь Ниагарского водопада? Слово «Бог» используется столь многообразно, что человек, который его пишет или произносит, обязан указать, какой конкретный смысл оно имеет в данном случае.

- В метафизическом плане Бог — самосущий, вечный и неизменный;

- в интеллектуальном — всеведущий, верный и мудрый;

- в этическом — справедливый, милосердный и любящий;

- в эмоциональном — Бог ненавидит зло, ибо Он — долготерпеливый и сострадательный;

- в экзистенциальном плане Бог - свободный, истинный и всемогущий;

- в плане отношений Он — трансцендентен в своем бытии, имманентен бытию мира в своей промыслительной деятельности и имманентен своему народу в своем искупительном деянии.

Имя Бога – глубокая антологическая нагрузка, от слов своих оправдается и от слов своих осудится.

Четыре атрибута:

1.       Библия называет Бога Духом.

Бог — незримый, личный, живой и деятельный дух. Иисус объяснил самаритянке, почему надо поклоняться Богу «в духе и истине»: «Бог есть дух…» (Ин 4:24). 

Будучи духом, Бог незрим. Никто и никогда не видел Бога (1 Тим 6:16). Дух «плоти и костей не имеет» (Лк 24:39).

Будучи духом, Бог есть личность. Хотя некоторые мыслители обозначают с помощью слова «дух» безличные принципы или безличный абсолют, в Св. Писании божественный дух наделяется такими личностными характеристиками, как разум, эмоции, воля. Однако при этом необходимо помнить, что в Боге как личности нет даже намека на какое либо физическое, либо моральное зло или несовершенство, которое присуще падшей человеческой природе и, соответственно, свойственно отдельным людям.

Бог как дух — живой и деятельный. В отличие от представлений греческой философии с ее пассивными и чисто умозрительными божественными сущностями, библейский Бог деятельно творит свой мир. Он поддерживает свой народ, вступает с ним в завет, сохраняет Израиль и род, из которого должен произойти Мессия, призывает пророка за пророком, посылает Сына в мир, принимает искупительную и заместительную жертву Христа, восставляет Христа из мертвых, созидает Церковь и всех судит по правде. Библейский Бог — деятельный строитель, борец, защитник бедных и обездоленных, праведный судья, сострадательный утешитель, страждущий раб и торжествующий избавитель.

Хотя Бог не имеет тела и костей он личность  (видит, слышит).  

Любое наше представление о Боге, любая ассоциация – это не есть Бог.

Христа видели, Апостолов видели, ангелов видели. Бог отец неизобразим – когда изображают Бога Отца как человека — это попытки во временное впихнуть вечное.

Дух есть нечто не связанное с телом.

Дух не ограничен формой, временем, пространством.

Время – мы все время живем в настоящем (Сальвадор Дали рисовал свисающий циферблат – прошлого уже нет, будущего – еще нет).

Мы не можем представить себе бесконечность. Бог сотворил и время, и пространство и материю.

Покажи мне Бога и стану верующим. 70 тыс., 12 тыс. – ходили, не факт, что если увидят Бога то уверуют.

Ребенком в утробе матери нам надлежит родиться в новую форму бытия при одном условии – умереть (метаморфоза гусеницы – надлежит умереть (куколка)- рождается бабочка)

Гр. «метаморфоза» — изменение образа.

2.       Бог – личность.

На протяжении всей Библии говорится: «Бог любит», «Бог говорит», «Бог делает». Все это мы приписываем личности. Личность — это существо, которое чувствует, думает, желает и обладает всеми средствами выражения своей индивидуальности.

Здесь на земле мы ограничиваем личность телом. Наш ограниченный разум не может представить себе личность, не выраженную посредством костей и плоти. Мы знаем, что наша собственная личность не навеки облечена тем телом, в котором она теперь обитает («Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» 1Кор.5:19). Мы знаем, что в момент смерти наша личность покинет свое тело и отправится по предназначенному ей пути. Мы знаем все это — и все-таки нам трудно это осознать.

Таким образом, Бог не связан плотью, однако Он думает, прощает, чувствует и т.д. Все эти качества можно приписать только личности. Личность обладает всеми средствами выражения своей индивидуальности. 

В момент смерти личность покинет храм (тело). Ап. Павел « не бойтесь убивающих тело» совлечься тело, но быть полезнее вам.

Человек трихотомичен (дух, душа, тело), аналогично в иудейской традиции – у них существует метапсихох:

Нешама

Руа – нравственность

Нефши – витальное начало

Подобно тому, как наши человеческие представления о физических аспектах личности неприменимы к Богу, к Нему неприменимы наши представления о различиях полов. Хотя мужчина и женщина сотворены по образу Бога, мы должны мыслить это не в физическом аспекте, а в том смысле, что они обладают определенными нефизическими личностными мужскими и женскими качествами. Когда Библия говорит о Боге, употребляя личное местоимение мужского рода, во-первых, и прежде всего, подразумеваются живые личностные качества Бога, и лишь, во-вторых, здесь содержится указание на определенные функциональные обязанности, связанные с принадлежностью к мужскому полу.

Иисус подчеркнуто называет Бога Отцом в Молитве Господней и в других местах НЗ, что потеряло бы всякий смысл, если бы Бог не был подлинно Личностью. Точно так же величайшие христианские учения о милосердии, благодати, прощении, оправдании, вменении в вину нераскаянных грехов могут обладать полнотой смысла лишь в том случае, если Бог — подлинная Личность. Бог должен слышать вопль грешника, умоляющего о спасении, чтобы этот вопль тронул Его, должен решать, как Ему поступить в каждом случае, чтобы вернуть на путь истинный заблудшую овцу. По сути, Бог — Сверхличность, тройственная Личность. Христианское учение о Троице дает внятный и последовательный синтез библейского учения о Боге. Крестя новообращенного во имя Божье, мы крестим его во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф 28:19).

3.       Бог – святое праведное Существо.

(априорно  это слово неприложимо, но другого не можем найти, оставляем как условный термин).

Библия утверждает, что Бог не только Дух и Личность, но Бог — это святое и праведное Существо.

От книги Бытия до книги Откровения Бог являет Себя святым Богом. Он полностью совершенен. И слишком свят, чтобы коснуться грешного человека; слишком свят, чтобы терпеть нашу греховную жизнь. Почему человек не может Бога видеть? Именно потому, что Его святость невыносима для грешника: это как если бы поднести слепленный снежок к сварочной дуге — что с ним станет?. Скажут: растает. Да нет, не растает, а испарится вмиг, даже влага не останется. Вот такое может быть соотношение святости Бога и холодной греховности человека.

Святость Бога определяет все остальные Его основы.

Святость Бога покоится на Его праведности и вследствие Божией святости и человеческой несвятости образовалась непреодолимая пропасть, которую человек хотел заполнить своими добродетелями (напрасно).

Нет праведного ни одного – Бог жертвует своим Единородным Сыном, что бы спасти погибших.

Тема праведности Бога проходит через всю Библию. «Господь праведен», (Пс. 128:4); «праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144:17). «Ибо Господь праведен, любит правду» (Пс. 10:7); «и небеса провозгласят правду Его» (Пс. 49:6). Автор Деяний называет Иисуса «Праведным» (Деян. 3:14), и Сам Иисус в молитве го­ворит: «Отче праведный!» (Ин. 17:25).

В Библии слова «справедливость» и «праведность» употребляются как синонимы. Иногда нам это сложно понять, потому что для нас они имеют разный смысл. В нашем представлении праведность обычно ас­социируется со святостью, а справедливость — с исполнением закона. Но в Писании соответствующие еврейские и греческие существительные взаимозаменяемо переводятся как «праведность» или «справедливость», а прилагательные — «праведный» или «справедливый».

Что же такое праведность как атрибут Бога? В традиционном пони­мании праведность (или справедливость) Божья — это та суровая сторона Его нравственной природы, которая требует послушания Его закону и нелицеприятного суда над людьми в соответствии с их положением перед законом. Поскольку все преступили закон, праведность Божья требует, чтобы все были наказаны. Потому праведность обычно рассматривается в негативном смысле и в контексте наказания.

Библейская концепция праведности как соответствия норме приме­нима и к Богу. Праведность Бога означает, что все Его дела идеально соответствуют определенному стандарту или норме. Что же это за норма? Эта норма — не вне Бога, а в самой Его вечной и совершенной природе. Поэтому праведность Бога — это Его последовательность или постоянс­тво, неизменное соответствие всех Его деяний вечной и совершенной норме самой Его природы. Все, что делает Бог, непременно согласуется с Его совершенством.

Главное слово в этом определении — последовательность. Праведность Бога означает, что Он всегда верен Себе, последователен; в Нем царит совершенная гармония. Еще одно важное слово в определении — верность. Праведность Бога означает, что Он всегда верен Себе и Своему замыслу (Втор. 32:4; Пс. 142:1). Он никогда не колеблется, потому что Его воля неотделима от Его природы. Одно из проявлений этого — верность Бога Его слову — то есть Он выполняет то, о чем предупреждает заранее, будь то обетование или предостережение. Поэтому праведный Бог всегда верен Своему завету — обещанию благословить или наказать, в зависимости от того, исполняются ли условия завета.

Следует, однако, отметить, что наказание за грехи — это следствие в первую очередь не праведности Бога, а Его святого гнева. Но святой гнев Бога должен быть удовлетворен, и грешник должен получить воздаяние, потому что Бог праведен (см. Втор. 32:1-43; Пс. 7:11; 9:3-6; 10:4-7; 96:1-6, Ис. 10:21-23; 41:1-2). Равным образом спасение от греха — это следствие в первую очередь не праведности Бога, а Его любви и благости. Но Бог должен излить любовь и милость, потому что Он праведен. См. Пс. 23:3-5; 30:1; 35:11; 39:10-11; 50:16; 70:2; 81:3-4; Ис. 1:27; 30:18; 41:10; 45:21-25; 51:5-6.

Для нас, творений Божьих, очень важно знать о Его праведности, потому что нам заповедано верить Ему. Поскольку Он праведен, то есть последователен во всем, особенно в соблюдении Своего слова, мы можем верить Ему. Мы можем положиться на Него и полностью довериться Ему. Мы знаем, что все Его дела праведны.

4.       Бог – есть любовь.

Многие люди, не читающие Библии, не могут понять это слово «любовь», которое сегодня стало одним из наиболее злоупотребляемых в нашем языке.

Святость Бога требует, чтобы всякий грех был наказан, но любовь Бога нашла план и путь спасения для грешного человека. Любовь Бога привела к распятию Иисуса Христа, благодаря чему человек может обрести прощение и очищение.

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это не то, что мы можем постичь разумом. Есть вещи, о которых следует благоговейно молчать, ибо если в богословии не о чем молчать, то и не о чем говорить. 

Бог Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Иеремии, Иисуса, Иуды, Петра и Павла испытывал подлинные страдания, Ему знакомо долготерпение. Из жалости к нам Он, воздействуя на наше тварное воображение, проникает в наши чувства. Ради нас Бог воплотился, дабы стать сопричастным нашим искушениям и страданиям. Бог не оставлял Израиль во всех его скорбях (Ис 63:9). Бог Библии не взирает бесстрастно на беды, постигающие человечество. Из любви к нам Он послал своего Сына на смерть, чтобы, в конце концов, прекратилось всякое страдание и на всей земле воцарилась правда.

Поскольку любовь подразумевает заботу о благе других, ответственную заботу, верующую заботу, то в своем изначальном смысле она не относится к эмоциям. Любовь — это сознательное и определенное намерение воли, которое захватывает всю личность и побуждает ее заботиться о других людях.

Любовь — это благость Бога, явленная Его творениям, наделенным свободой воли: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8,16). Библия провозглашает бесконечную любовь Бога: «Милости Твоей, Господи, полна земля» (Пс. 118:64). В ветхозаветные времена Бог особой любовью возлюбил Израиль (Втор. 10:15; Иер. 31:3; Мих. 7:18-20), а в новозаветные времена эта любовь излилась на Церковь (Еф. 5:25-30; Кол. 3:12; 1 Ин. 3:1; 4:19).

Чтобы понять природу Божьей любви, следует отметить разнообразие библейских терминов, обозначающих любовь. В Новом Завете в основном встречается слово agape (глагол agapao), хотя дважды употреблен и глагол phileo (Ин. 5:20; 16:27). Agape означает искреннюю заботу о благополучии другого; phileo подразумевает привязанность к другу. В Ветхом Завете чаще всего используется слово ‘ahab и его производные; его значение совпадает со значением agape. Также в Ветхом Завете используются слова: chesed, «искренняя привязанность, милость»; chashaq — «желать, любить, питать привязанность»; chapets — «благоволить, получать удовольствие»; ratsah — «получать удовольствие, быть довольным».

Любовь Бога бесконечно богата и глубока; об этом свидетельствует изобилие даров Его творения и Промысла (Деян. 14:17; 1 Тим. 6:17; Иак. 1:17). Непостижимая глубина любви Бога ярче всего явлена в том, как Он отвечает на грех человека. Когда грех вошел в мир, любовь Бога раскрылась в Его милости, долготерпении и благодати.

Д/З Выучить наизусть Иоанна 3-16:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Христос уровнял себя с нами, что бы сделать нас Богами несказанной славы в человеческом и ангельском мире (кенозис — представляет собой концепцию, полагающую «уничижение» собственной воли и всецелое послушание совершенной воле Бога. Именно так объясняется воплощение Христа и именно так осуществляется подражание Ему верующими. Тео́зис, или обо́жение, освящение благодатью человека, который таким образом также участвует в спасении. Теозис — это уподобление Богу, единение с Ним посредством благодати. В свою очередь, кенозис есть отречение себя, взамен наполняющее человека Божественной благодатью и соединяющее с Богом).

Слово «Единый» с 1-го члена Символа Веры, по отношению к Богу, означает единственного в своем роде, подобного которому нет.

Мы монотеисты (монотеи́зм - религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога), а не политеисты (Политеи́зм - «многобожие» — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь). Мы исповедуем единого Бога в 3-ох ипостасях. 

«Видите ныне, видите, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня» (Втор.32:39).

«Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Него» (Втор. 4:39).

«…нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор.8:4).

Бог един потому, что он абсолютен и абсолютен, потому что един.

Размышляя над смыслом каждого из атрибутов, надо помнить об их отношении к бытию Бога. В Св. Писании им не приписывается какое-то определенное место, они не над Богом, не рядом с Ним и не позади Него. Мы говорим о самом Боге: «Бог свят»; «Бог есть любовь «. Эти характеристики не просто описывают то, что Бог совершает, — они определяют, что такое Бог. Утверждая, что воспринимающие откровение могут познать атрибуты Бога, но не Его бытие, мы разъединим и разобщим атрибуты, они останутся ни с чем не связанными. Св. Писание не одобряет поклонение неизвестному Богу, но Бог в нем известен и познан. Атрибуты неотделимы от Его бытия, а Дух Божий не действует отдельно от них. Познавая атрибуты, мы познаем Бога, ибо Он раскрыл себя, дабы пребывать в себе.

Православные курсы. Православный катехизис. Апофатические и катафатические свойства Бога.

ТЕМА. Понятие об апофатических и катафатических свойствах Бога.

Исх. 3:14 «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий». Толкование Григ. Богослов: «Сим именем именует Он Сам Себя, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится».

 Из этих слов следует:

1-      Бог заключает в Себе безграничную полноту бытия,

2-       Бог — Личность.

Эти 2 истины и обусловливают деление Божественных свойств на 2 группы:

- апофатическое начало

- катафатическое начало

характеризуют совершенство Его бытия(онтологические свойства) характеризуют Бога как Личность, духовно-разумное существо

апофатические (отрицательные)

Человеческий язык не способен выразить

полноту Божественного совершенства. Поэтому

говорить о совершенствах Божественной

природы можно только, отрицая недостатки и

ограничении, свойственные тварному бытию.

катафатические (положительные)

говорят о том, как Бог открывается в мире:

1) характеризуют вечные силы и действия Бога:

Любовь, Премудрость, Разум, Милость,

Святость, Правда.

2) характеризует отношение Бога к миру и

человеку: Творец, Господь, Спаситель,

Промыслитель

Вечность Пс 89:3; Рим14:25; Откр 4:8НеизмеримостьСамобытностьНеизменяемость Иак1:17Вездеприсутствие Пс138:7-12 «Бог есть Дух…»Ин 4:24Всеведение Евр 4:13; Деян 15:18; Иер 23:24; 1Ин 3:20Всеблагость 1Ин 4:16; Мф 19:17; Пс 144:8-9Всемогущество Пс 32:9; Лк 1:37Всеправедность Пс 10:7; Рим 2:6, 11; 1 Тим 2:4Вседовольство Деян 17:25Всеблаженство 1Тим 6:15

Апофатические свойства Бога.

Апофатическое – исключение, отрицание в Боге всех понятий и определений, которые подобают и свойственны тварному миру — Апофатическое (греч. «отрицательное») богословие –богословие, запрещающее переносить на Бога понятия земного мира и описывающее его только посредством отрицательных определений (Бог бесконечен, безначален, беспределен, неограничен, бестелесен и пр.).

Апофатическое богословие, заявляя о безусловной непостижимости Бога, защищает сокровенность Его личностной природы, предполагает для познающего полный отказ от аналогий с реалиями земного бытия.

Апофатическое богословие отнюдь не сводится к простому запрету мыслить о Боге отвлеченно, логически, теоретически, а направляет сознание христианина по глубокому интуитивному, мистическому пути духовно-личностного приобщения к Богу.

Согласно св. Дионисию, будучи выше всякого тварного бытия, Бог недоступен не только для чувственного, но и для умственного познания. Возвышаясь над всякой тварной сущностью, Он «существует пресущественно».

Бог создал нас для себя.

Временные вещи не насыщают душу.

Апофатизм не может быть нам (людям) присущ ни с какой стороны.

3 свойства апофатизма:

1. Вечность

В христианстве вечность — не абстрактная безвременность. Вечен живой Бог, который присутствует во всех временах и во всех местах, сотворяя и сохраняя этот мир, совершая свои искупительные замыслы в полноте времени.

Один из аспектов бесконечности Бога — Его неограниченность во времени: Он вечен. Он «вечный Господь» (Ис. 40:28), «вечный Бог» (Рим. 14:25), «Царь веков нетленный» (1 Тим. 1:17). Вечный Бог находится за пределами времени в двух отно­шениях: количественном и качественном.

Первый и наиболее очевидный аспект вечной природы Бога заключа­ется в том, что по самой Своей сущности Бог не имеет начала и конца; Он всегда существовал в вечном прошлом и будет всегда существовать в вечном будущем. Таким образом, вечность Бога предполагает бесконеч­ную количественную протяженность времени. Это простое следствие самодостаточности Бога; существование — самая суть Бога, поэтому Он всегда существовал и всегда будет существовать.

Библия часто говорит о вечности Бога как о бесконечной количественной протяженности времени. Он — существую­щий «от века» (Пс. 92:2) и «вечно Живущий» (Ис. 57:15; см. Откр. 4:9-10; 10:6; 15:7), Который пребывает «от века и до века» (Пс. 40:14). «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:2; см. Пс. 101:25-27). Бог «есть и был и грядет» (Откр. 1:4,8; 4:8). Он первый и последний, Альфа и Омега, начало и конец (Ис. 44:6; Откр. 1:8; 21:6). Потому «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8; см. Пс. 89:5). Это не значит, что все моменты времени сливаются для Бога в один вечный миг. Просто для Того, Кто вечен, один ограниченный отрезок времени не более значим, чем любой другой отрезок времени.

Второй аспект вечной природы Бога заключается в том, что время для Него имеет качественно другое значение, чем для тварных существ. Все творение живет в постоянно меняющемся «сейчас», и непосредственное сознание сотворенных существ, обладающих личностными качествами (ангелов и людей), привязано к настоящему моменту. Мы помним неко­торые моменты прошлого и строим планы на будущее, но мы связаны потоком времени в том смысле, что наше сознание замкнуто в настоящем моменте. Однако для Бога время течет иначе. В определенном смысле Он находится вне потока времени, и ограничения времени не властны над Ним. Бог, все Его деяния и Его знание существуют в вечном Сейчас — одном, едино­временном настоящем. Для Бога нет прошлого или будущего, «до» или «после». И хотя мы видим Его дела на прямой истории, для Самого Бога все Его деяния, а также Его разумение, застыли в единой, неизменной, вечной одновременности.

Что же мы подразумеваем, говоря о качественном аспекте вечной при­роды Бога? В каком смысле Он находится за пределами потока времени, не связанный его ограничениями? Из Библии мы узнаем, что сознание (знание) Бога не ограничено временем. Хотя Он существует и действует в движущемся настоящем (а не в некоем цельном и неподвижном вечном настоящем) и хотя Он осознает Свое существование и деяния в этом дви­жущемся настоящем, Его сознание находится над потоком времени, и Он видит прошлое и будущее Своих творений столь же ясно и отчетливо, как если бы это происходило в настоящем.

Возможно, мы никогда не поймем, как именно это происходит. Однако нельзя отвергать эту часть природы Бога только потому, что она дня нас непостижима. Мы не можем знать всего о бесконечном Боге! В некоторых случаях (подобных этому) нужно просто признать истинность учения на том основании, что так говорит Библия. В частности, о том, что знание Божье превосходит время, говорится в Ис. 40-48. Бог вновь и вновь повторяет, что Он — единый истинный Бог, что только Он знает всю историю в целом и видит ее от начала до конца. См. Ис. 41:21-26; 42:8-9; 44:6-8; 46:9-11; 48:3-7.

Итак, вечность Бога следует понимать в двух аспектах: Его сущест­вование не имеет начала и конца, и Его сознание превосходит настоящий момент, одновременно охватывая всю историю сотворенного мира.

Вечность – отрицается зависимость Бога от времени. Время он запустил нам.

Для Бога нет понятия вчера, завтра для Него все настоящее. 2 Петра 3-8

2.Вездесущие

Бог вечен и вездесущ. Его жизнь исходит из Него самого, а не из того, что имеет начало в пространственном временном мире. У Бога нет начала, взросления, старения, конца. «…Будетвосседать Господь Царем вовек» (Пс 28:10). «…Сей Бог есть Бог наш на веки и веки…» (Пс 47:15). Хотя Бог не ограничен пространством, временем или последовательностью событий, Он сотворил мир, где есть пространство и время. Бог поддерживает существование изменчивой и непостоянной области следующих друг за другом событий и сознает каждый момент мировой истории. Наблюдаемый и изменяющийся мир отнюдь не представляется вездесущему Господу неважным или нереальным (ср. понятие майи в индуизме). Нет племени, рода, города, дома или человека, которые не имели бы в Его глазах никакой ценности или значимости. Вечная природа Бога не всецело иная, чем время, и не всецело удалена от всего, что есть сущего в мире пространства и времени. Этот наш мир не чужд Богу, Он знает его. История — результат Его извечно мудрого промысла, творческого намерения, промыслительного сохранения и всеобщей благодати. Своим присутствием Бог наполняет пространство и время, Он поддерживает и сохраняет их, наделяет смыслом и ценностью. Вездесущий Единый — Господь времени и истории, но не наоборот. Бог не отрицает время, а исполняет его, ибо Его намерения исполняются во времени.

В христианстве вечность — не абстрактная безвременность. Вечен живой Бог, который присутствует во всех временах и во всех местах, сотворяя и сохраняя этот мир, совершая свои искупительные замыслы в полноте времени.

Бог обитает в неприступном свете. Бог везде одновременно.

(не на небе!) 1 Тимофея 6-16

Наибольше полно пребывает в местах:

1.небеса Пс.113-24

2.Храм 3 Царство 9-3

3.В верующем человеке в его сердце 1Кор 3-16

3. Неизменяемость

Бог — неизменный в своей природе, в своем желании и намерении. То, что Бог никогда не изменяется, не противоречит тому, что Он — живой и деятельный; все проявления Божьей силы и жизненности совместимы с такими Его атрибутами, как мудрость, справедливость и любовь. Деяния Божьи никогда не основаны на чистом произволе, хотя у некоторых из них могут быть непостижимые для нас причины, которые вообще не рассчитаны на наше понимание и нашу ответную реакцию. Каждое осуждение нечестивого и каждое прощение раскаявшегося укоренено в неизменном замысле Бога о грехе и покаянии. В отличие от представления о божественной неизменности у стоиков, Бог не проявляет равнодушия к нашим нуждам и делам. Скорее, мы всегда можем рассчитывать на Его заботу. Он всегда отвечает на молитву, в соответствии с Его желанием и целью святой любви. Св. Писание иногда говорит, что Бог «раскаивается» (Быт 6:7), но на самом деле меняются и раскаиваются нераскаявшиеся грешники или, наоборот, верные, ставшие неверными.

Бог всегда тот же самый, тогда как все Его создания, «как риза, обветшают» (Пс 101:26-28). Иисус имеет ту же неизменную природу, что и Отец (Евр 1:10-2). Истинность этого тождества Он последовательно засвидетельствовал во время своего земного служения в самых различных ситуациях.

Непреложность Бога означает, что Он никогда не утрачивает своего достоинства и никогда не лишает его других. У Бога » нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Неизменность природы Бога и Его непоколебимое слово создают надежное основание для веры и » твердого утешения» (Евр6:17-18). Бог — нечеловек, чтобы Ему лгать (Чис 23:19) или раскаиваться (1 Цар 15:29). «Совет же Господень стоит вовек…» (Пс 32:11). Даже если «небо и земля прейдут», Его елова не изменятся (Мф 5:18; 24:35).

Бог выше всякого отрицания. Бог познается через соединение с ним.

Восхождение Моисея на гору Синай (2царствие 22-12).

Апофатизм выражается несколькими способами:

  1. Через употребление терминов начинающихся с приставки не (небытие, невидимый, непостижимый)
  2. Через употребление терминов с приставкой сверх (сверхсущий, сверхблагой, сверх Бог)

У Дионисия Арсеонагита – много споров.

  1. Через употребления понятия заведомо противоположных ожидаемого (Божество- мрак)
  2. Через употребление оксиморонов словесные пары, в которых одно слово по значению противоположно другому, например, видеть невидимое, постигать непостижимое, пресветлый мрак и т.д.

Катафатические свойства Бога.

Катафатические свойства – это положительные свойства познаваемые нами в Боге через Божественные действия, это метод Богословия основанный на познании Творца по Его многотрудным проявлениям в мире, то к чему мы можем быть причастны в большей или меньшей степени.

Катафатическое богословие (греч. «положительное») –богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений.

Религиозно-духовное основание катафатического богословия дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в котором Бог в Лице Своего Сына открывает Себя миру как Отца Небесного, как Всевышнюю Силу любви, красоты, всякого блага и спасения.

Катафатические свойства:

 - Всеведенье

- Всемогущество

- Всеблаженство

- Благость

- Праведность

1. Всеведенье

Бог ведает все (1Иоанн 3-20), знает все (знание Бога самого себя 1Кор 2-12).

Совершенное знание Деян 15-18, Евреям 4-13 – ему известно будущее.

Бог всеведущ, Он «знает все» (1 Ин 3:20). Иисус тоже обладает этим божественным атрибутом. Ап. Петр говорит: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21:17). Бог знает все наши сокровенные мысли и поступки (Пс 138). Ничто из сотворенного Им не скрыто от Его ока, » все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13). По словам пророка Исаии, Бог, в отличие от всех идолов, может предсказывать будущее (44:7-8,25-28). Божественное предведение можно передать с помощью наших человеческих понятий и слов. Исайя пророчествовал об Израиле, Иудее, Кире и об основании Храма. Эти богодухновенные пророчества изречены на др.-евр. языке и поддаются переводу на прочие языки мира.

Однако убеждение, что Бог знает прошлое, настоящее и будущее, не имеет большого значения, если считать при этом, что между божественным всеведением и ограниченным человеческим знанием пролегает бездна. Ведь если всеведение Бога — совершенно иное, чем наше знание, из этого следует, что божественная истина может противоречить истине человеческой, истинное для нас может быть ложным для Бога, и наоборот. Сторонники этого мнения утверждают, что Бог, коль скоро Он всеведущ, не может мыслить дискурсивно, обдумывая мысль за мыслью; Он не может пользоваться отдельными понятиями, выражать их словами и соединять в логически стройную цепочку утверждений. Такой взгляд на природу божественной трансцендентности, несколько скорректированный, стал действенным оружием в руках Барта и Бультмана, которые выступили против идеи об отсутствии разрыва между высочайшей человеческой мыслью и мыслью Бога. Мысли этих теологов совпадают здесь с восточными мистическими учениями, которые утверждают, что понятийное мышление не способно охватить вечные истины. Релятивисты из различных областей человеческого знания также уверены, что ни одно человеческое утверждение (включая те, что содержатся в Св. Писании) не может выразить истину о Боге.

Всеведение Бога означает, что Его знание бесконечно. «Господь есть Бог ведения» (1 Цар. 2:3), и это абсолютно верно. Он знает все, что возможно знать, и Его знание никогда не бывает скрыто от Него Самого. Он «знает все» (1 Ин. 3:20) — полностью и в совершенстве. «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс. 146:5). «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11:33).

В Писании сказано, что Бог знает абсолютно все о мире, который сотворил. Ему известны пути звезд и птиц (Пс. 146:4; Матф. 10:29). Он знает все желания и дела каждого человека. У нас даже «волосы на голове все сочтены» (Матф. 10:30). «Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» (Иов 34:21). «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13-14). «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15:3). См. Пс. 138:1-18.

Бог даже знает самые сокровенные помыслы наших сердец. «Бог боль­ше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3:20). «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по пло­дам дел его» (Иер. 17:10). «Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

Таким образом, Богу известно абсолютно все во вселенной — от самого малого до самого великого. Все события постоянно проходят перед Ним; все мироздание перед Его взором.

Пожалуй, самое удивительное во всеведении Бога — то, что Ему извест­на наперед вся история Его творения, в том числе и все решения, которые человек принимает, пользуясь свободой воли. Бог в совершенстве знает прошлое, но это несложно понять, потому что оно уже прошло перед Его взором, и Он помнит все. Но действительно ли Богу известно все будущее, все возможные события и решения существ, наделенных свободной волей? Да, это так. Мы не в силах понять, как это возможно, но именно об этом свидетельствует Библия.

Бог говорит, что только Он может предсказать, что произойдет, и про­возгласить будущее (Ис. 41:21-23). Именно это Он и сделал: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9-10). Также см. Ис. 42:8-9; 44:7-8; 45:20-21; 48:3-7; Пс. 138:4,16. Во всех этих стихах Бог свидетельствует о том, что только Ему известно будущее.

В Новом Завете особо отмечается, что предведение Бога играет реша­ющую роль в предопределении: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопре­делил» (Рим. 8:29). Святые избраны «по предведению Бога Отца» (1 Пет. 1:2). Бог также предвидел и предопределил смерть Иисуса (Деян. 2:23) См. Рим. 11:2; Гал. 3:8.

Мы еще можем понять, как Бог узнает будущие события, которые Он Сам предопределил. Однако библейское учение о предведении Бога (в том числе многочисленные пророчества о будущем) свидетельствует о том, что Бог знает, какое из возможных решений примет в будущем человек, обладающий свободой воли. Возможно ли предведение в этом случае? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним то, что говорилось выше о количественном аспекте вечности Бога. Бесконечный Бог не ограничен временем, и Его сознание превосходит «сейчас», охватывая всю исто­рию — прошлое, настоящее и будущее — в едином акте познания.

Наконец, остается вопрос, как понимать предведение в свете ветхоза­ветных текстов, в которых говорится, что Бог передумал что-либо делать или «раскаялся» в содеянном. Например: «и раскаялся Господь, что создал человека» (Быт. 6:6); «и пожалел Господь о том» (Ам. 7:3,6; см. Исх. 32:14; Иер. 26:13,19). Как понимать эти слова, если мы знаем, что Бог все предузнал, и, более того, что Он неизменен?

Глагол nacham («раскаяться») в качестве сказуемого к подлежащему «Бог» встречается в Ветхом Завете более двадцати раз. Но этот глагол имеет и другие значения, кроме «раскаяться». Он также означает «пожа­леть», «сжалиться», «передумать», «скорбеть». Важно помнить, что глагол nacham не всегда значит «передумать в результате незнания». Иногда это слово передает сильные чувства, особенно скорбь и жалость (Быт. 6:6-7; 1 Цар. 15:11,35; 2 Цар. 24:16; 1 Пар. 21:15; Суд. 2:18).

Но чаще Бог «передумывает» потому, что исполнение Его намере­ний обусловлено, то есть зависит от соблюдения людьми определенных условий. Бог провозглашает намерение, исполнение которого зависит от ответа человека, — об этом ясно свидетельствует такой фрагмент, как Иер. 18:7-10. Однако иногда Бог «передумывает» и в тех случаях, когда условие не определено конкретно — как, например, в Ион. 3:9-10; 4:2. Подобное объяснение можно дать и другим стихам: см. Исх. 32:14; Пс. 105:45; Иер. 26:3,13,19; 42:10; Иоил. 2:13-14; Ам. 7:3,6. В таких слу­чаях Бог знает, будут ли исполнены обозначенные или подразумеваемые условия (например, искренняя молитва), но объявляет о Своем намерении, чтобы побудить людей к действию.

Итак, предведение Бога не опровергается стихами, в которых встре­чается слово nacham, и Его всеведение абсолютно.

2. Всемогущество Бога.

Всемогущество Бога означает, что Он может все, то есть Его сила бесконечна и неограниченна. В Библии очень много сказано об этом атрибуте Бога. «Бог высок могуществом Своим» (Иов 36:22). «Сила у Бога» (Пс. 61:12); «силен в вышних Господь» (Пс. 92:4). «Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (Пс. 20:14). Одно из имен Бога в Ветхом Завете — Shaddai, что переводится как «Всемогущий», «Вседержитель», «Всевышний» (например Быт. 49:25; Числ. 24:4; Иов 40:2; Пс. 90:1). Девять раз это имя встречается в форме ElShaddai, «Бог Всемогущий» (например, Быт. 17:1; 35:11; Исх. 6:3; Иез. 10:5). Новозаветный эквивалент этого имени Бога -pantokrator, «Вседержитель» (2 Кор. 6:18; Откр. 1:8; 11:17; 15:3; 16:7,14; 19:6,15; 21:22).

Всемогущество Бога означает, что запас Его силы неограничен, и Он способен сделать все, что пожелает, хотя некоторые вещи Он решает не де­лать. Иисус говорил: «Богу же все возможно» (Матф. 19:26; см. Быт. 18:14; Лк. 1:37). Бог провозглашает: «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня» (Иер. 32:27; см. Числ. 11:23). Получив хоро­ший урок смирения, Иов отвечает Богу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов 42:1-2). «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11; см. Пс. 134:6).

Итак, всемогущество Бога неограниченно, однако следует сделать одну оговорку: всемогущество не означает, что Бог может делать все мысли­мое, потому что даже в Библии говорится, что есть некоторые вещи, на которые Бог не способен. Например, Он не может солгать (Тит. 1:2; см. 1 Цар. 15:29; Евр. 6:18); Он «не искушается злом» (Иак. 1:13). Но означает ли «неспособность» Бога делать эти вещи потому, что Он слаб/ Конечно же нет! Наоборот: способность делать эти вещи служила бы проявлением слабости. Это отрицательные действия, а не положительные; совершение их свидетельствовало бы о недостатке силы. Потому неспособность Бога на это подтверждает Его всемогущество.

Кроме того, Бог не может совершать эти действия потому, что они противоречат Его природе. Всемогущество не означает, что Бог способен действовать вопреки Своей природе. Бог не может грешить или уничто­жить Себя, поскольку это противоречит Его природе. Таким же образом разрешаются и другие ложные противоречия, например: может ли Бог нарисовать квадратный круг или создать такой большой камень, что Сам не сможет поднять его? Эти вопросы содержат логические противоречия5 и несовместимы с рациональной природой Бога.

Мы рассматриваем всемогущество Бога среди Его атрибутов, прояв­ляющихся в отношениях с миром, потому что первым величественным проявлением всемогущества стало Сотворение: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» (Иер. 32:17). «Вечная сила» Бога видна «от создания мира через рассматривание творений» (Рим. 1:20). Кроме того, всемогущество Бога явлено нам каждый день в Его непрестанной промыслительной заботе о творении: Он держит «все словом силы Своей» (Евр. 1:3). И, наконец, мы видим всемогущество Божье в искупительном замысле: в подготовке спасения через Израиль, осуществлении спасения в Иисусе Христе и распространении его через Церковь.

Это означает, что Бог приводит в исполнение все ему угодное без всякого затруднения и препятствия, то есть никакая посторонняя сила не может удерживать Бога (Пс 134-6), Бог творит что хочет.

Может ли создать камень, который сам не поднимет?

Назвал по имени и отчеству, к сожалению, Бог создал этот камень и этот камень ВЫ.

Бытие 17-1

Всемогущество как свойство Божественного естества означает, что в Боге нет расстояния между Его желаниями и их осуществлением. Пс 32-9

В Боге разум и воля одно и то же Св. Иоанн Дамаский.

3. Всеблаженство.

Жизнь Бога это есть гармоничное единство и поэтому деятельность всех Божьих сил находится в гармонии. Ни одна из сил не превышает другую (признак беспредельности). Блаженство в деснице твоей вовек. Пс 15-11

Вы имеете ум христовый (ибо я буду при устах ваших) – моя нечеловеческая мудрость. Человек должен стремиться к гармонии с этим миром (хранить живое). Всемерно поддерживать жизнь во всех ее проявлениях.

Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. Сергей Есенин.

Абстрактный гуманизм проростает своими корнями со своеволие.

4. Благость.

«Итак, видишь благость и строгость Божию» (Рим. 11:22). Здесь упо­минаются две стороны нравственной природы Бога. Его строгость выража­ется в святости по отношению к существам, наделенным свободой воли, а по отношению к грешникам принимает форму ревности и гнева. Благость Бога явлена как любовь по отношению к свободным существам. Но в чем выражается любовь по отношению к грешникам? Здесь мы увидим, что любовь, столкнувшись с грехом, проявляется в трех взаимосвязанных атрибутах: милости, долготерпении и благодати.

Будучи всеблаженным Бог открывает себя и вовне существам всеблагим, любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию.

Творение мира и все промыслительные действия о нем – это суть проявления благости Божей.

Промысел Божий – Господь не только сотворил нас, но и заботится, что бы мы пребывали в гармонии (Пс 144-9).

Со свойством Благости Божей связаны любовь и милость, проявление благости лично к падшему человеческому существу.

5. Праведность.

Правед­ность Бога — это Его благость,

В Библии слова «справедливость» и «праведность» употребляются как синонимы. Иногда нам это сложно понять, потому что для нас они имеют разный смысл. В нашем представлении праведность обычно ас­социируется со святостью, а справедливость — с исполнением закона. Но в Писании соответствующие еврейские и греческие существительные взаимозаменяемо переводятся как «праведность» или «справедливость», а прилагательные — «праведный» или «справедливый».

Что же такое праведность как атрибут Бога? В традиционном пони­мании праведность (или справедливость) Божья — это та суровая сторона Его нравственной природы, которая требует послушания Его закону и нелицеприятного суда над людьми в соответствии с их положением перед законом. Поскольку все преступили закон, праведность Божья требует, чтобы все были наказаны. Потому праведность обычно рассматривается в негативном смысле и в контексте наказания.

Позже появилось мнение, особенно распространенное в либеральных кругах, что праведность — это позитивный и спасительный аспект приро­ды Божьей. Праведность приравнивается к верности Бога в исполнении завета с человеком, и в этом случае подчеркиваются не требования закона, а соблюдение Богом обетований. Таким образом, главным проявлением Божьей праведности считается спасение и избавление Его народа от рабства и притеснения.

Пс 10-7

Поскольку в Бога полнота совершенства Матф 5-48 то Он требует этого от своего творения.

Если Закон Божий исполнять – будет награда, если нет – идут скорби, но не сразу.

Наказание за нарушение закона в самом нарушении.

Нарушение нравственного закона человеком (пожалел рубль нищему – украли кошелек).

В правде Божьей есть 2 составляющие:

1.Правда законодательная

2.Правда мздовоздаятельная (Иоанн 4-12)

Апофатические и катофатические свойства Бога взаимно дополняют друг друга (Синайский мрак и Фаворский свет).

ВОПРОС 1.

Если Бог есть любовь – откуда зло?

Если Бог есть праведная Святая Личность, то почему мы видим страдания, горе, несчастье, саму смерть?

Во-первых много страданий можно приписать тому злу, которое люди сами и делают сознательно. (когда вор убивает того кого обворовал).

Во-вторых: некоторые страдания допускаются Богом для вразумления упрямых и закоренелых грешников (страдающий плотью перестает грешить пр.Соломона).

Это делается для восстановления и формирования характера и поэтому те кто страдают за результат своих поступков обычно это знают или чувствуют (Господь приведет тебе на память аналогию того что в жизни было)

В-третьих: Бог имеет непримиримого врага в лице Сатаны которому попущено творить зло пока не придет день суда Божьего. Сатана убедил все человечество, что его нет. В этом мире есть злая сила, которая сильнее человека – но не Бог.

В-четвертых: сам Бог великий страдалец вполне справился с проблемой зла отдав своего сына на смерть за грешников.  

ВОПРОС 2.

Почему грешники благоденствуют? А люди, ходящие в храм, страдают? Праведники терпят лишения?

Книга Иова.

Стекло и зеркало – добавь горсть серебра и будешь видеть только себя.

1.Нельзя ограничивать правосудие Божие лишь пределами земной жизни, (если нет вечности, то некоторые вещи совершенно тупиковые).

2.Человек существо, обладающее свободной волей, а поэтому счастье и бедствие людей зависит от них самих.

Бог не насилует нашу волю присутствием.

Человек, будучи рабом, не может участвовать в совершенствах.

Добровольно избрать путь свободы (схимники и заключенные).

Чем больше скорбь, тем ближе Бог.

3. С Христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом, поскольку, будучи злом по существу, они часто могут приводить к благим последствиям – покаянию, исправлению жизни.

Чем ночь темней, тем ярче звезды.

Когда мытарь приходит к Христу это не страшно, хуже, когда грех во Христе утверждается.

Грех как рак никогда не останавливается, грех сокрушит здание добродетели, которое подчас строим всю жизнь.

4.Здесь важно внутреннее состояние как одних, так и других, потому что богатый может быть глубоко несчастным человеком, а малообеспеченный наоборот – не только довольный этим малым что имеет, а даже счастливый.

Оправдание Бога перед лицом зла называется – теодицея.

Зло как таковое – это неотъемлемая часть рискованного дара свободной воли человека, т.е. наша свобода определяется возможностью грешить.

Ты можешь, но ты не сделал подвиг послушания – воздержаться от познания древа добра и зла.

Монах – отсечение своей воли (смирение, послушание), монах всецело послушен. Чем ближе к Творцу, тем грех произвел большую разрушительную силу.

Ангельский мир – больше искажений, ангелы стали демонами или нет покаяния (они стояли у истоков мироздания), кому много дано тому много и взыщется.

Черная благодать (экстрасенсы, гадалки и т.д.).

Псевдоблагодать – дьявол моделирует события. Он не знает всей полноты и величины (плохая экстраполяция).

Эдвард Китси в Америке.

Ядерные подводки русских.

Америка на тектоническом разломе.

В случае войны победителей не будет.

Дата катастрофы – штат Калифорния.

Молится за демонов нельзя.

У людей всегда есть возможность возвратится покаянием. Бог и Адама ждал.

Может ли Бог одномоментно уничтожить зло на нашей планете? Да! Если Бог уничтожит зло, то он по своей неотъемлемой справедливости должен будет уничтожить и нас с вами, если мы грешны (без греха – Бог только).

Христос не делает разницы между действием и мыслью (помысел – начальная стадия).

Не возможно человеку, но возможно Богу, мы спасены только по благодати.

 

«Это была лекция №2, напоминаю, что лекция №1 находится по этой ссылке.

Ниже выкладываю видео по нашей теме:

ЧАСТЬ 1.

 

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

ЧАСТЬ 4

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>