НОВЫЙ ЗАВЕТ

Евангелие от Иоанна. Изображение апостолов евангелистов. Новый Завет. Православные курсы.

Лекция №3

Предмет: Новый Завет

Лектор: отец Ярослав.

от 28.10.2014 

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры.

Предыдущая лекция №2 по этой ссылке. 

Тема. Евангелие от Иоанна.

Евангелие от Иоанна

Св. Иоанн Богослов родился в семье Галилейского рыбака Зеведея Мф4:21. Его мать Саломия служила Господу своим имением Лк8:3, участвовала в помазании тела Иисусова ароматами Мк16:1; 15:40; Мф27:56. Когда Иоанн Креститель выступил с проповедью о грядущем Спасителе, св. Иоанн сделался одним из его учеников. Вместе с Андреем, братом ап. Петра, он пошел за Иисусом, о Котором св.Иоанн Креститель засвидетельствовал как о Мессии, Агнце Божием. Затем сам Христос призвал Иоанна Мф4:21, и он, оставив отца и мать, последовал за Ним. С тех пор Иоанн становится преданнейшим учеником Христовым. Будучи ближе других из 12 апостолов к Божественному Учителю, он был Его сотаинником и свидетелем величайших чудес. На Тайной Вечере он возлежал у груди Иисуса, лишь он один был извещен о предательстве Иуды Ин13:23. Сам себя св. Иоанн называл учеником, «которого любил Иисус». За свою ревность к вере и служению Господу он вместе с братом Иаковом получил название «сын грома» («воанергес») Мк 3:17. Св. Иоанн раскрыл тайну Божественной любви и ту высоту христианской жизни, при которой мы становимся ее сопричастниками. По вознесении Господа Иоанн вместе с Петром и Иаковом братом Господним, еп.Иерусалимской Церкви, руководил жизнью христианских общин Гал 2:9. После успения Пресвятой Девы Марии св. Иоанн переселился в Малую Азию, в Ефес. В гонение Домициана был отправлен в Рим, после чего сослан на остров Патмос, где записал данное ему от Господа откровение о будущих судьбах Церкви Христовой — «Апокалипсис». (Источник  https://docviewer.yandex.ua/)

Дата написания – 80-110гг. – до этого существовало устно, сначала не было необходимости записывать (очевидцы или сами видели проповедь или слышали от учеников). Знали наизусть.

Записывать не просто было, потому что в то время записывали на пергаменте, что очень дорого.

Иоанн писал свое Евангелие в кон. I в., он оставался единственным столпом и руководителем Церкви. В это время в Малой Азии возникли еретические движения, основатели которых искажали истинное учение о Лице Иисуса Христа, как Богочеловека. Одни низводили Его в ряд тварных духов, другие отвергали действительность Его воплощения и Его Божественное достоинство. Возникла необходимость ответить на эти попытки исказить учение Христово и обличить еретиков, тем более что в первых трех Евангелиях эти вопросы не получили должного раскрытия. По просьбе Малоазийских епископов св. Иоанн Богослов и написал новое Евангелие, которое дополнило и подтвердило истинность их повествования. Таким образом, достигнута была и главная цель — дан образец истинного богословия в решении вопроса о Божественном достоинстве Иисуса Христа и тем самым рассеяны разнообразные гностические заблуждения.

Авторство — уже со II века не было сомнений, что автор Иоанн Богослов.

Часто авторы подписывали чужими именами свои тексты, что бы его сочинение приобрело авторитет.

Иоанн Богослов – сын Завидея, один с 12 апостолов.

Иоанн 1:6-8 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9.

Место написания спорное:

Одни говорят – в районе Ефеса (по возвращении с о. Патмоса в Ефес, незадолго до смерти (нач. II в.) он написал Евангелие).

Другие говорят – в Сирии.

Особенности Евангелия от Иоанна:

Изображение апостолов евангелистов.

1. Поэтический формат.

Видно только в оригинале, в некоторых местах и даже присутствует разделение на строфы, в прологе и в 17 главе.
Торжественный смысл всего Евангелие (даже торжественней чем ВЗ Псалтырь), не просто рифма и ритм, а строки имеют примерно одинаковую длину, каждая строка это отдельное предложение. Слова Христа звучат очень торжественно.

2. Непонимание.

Для того что бы было проще понимать Иисус говорит притчами (евреи любили загадки).
Христос иногда говорит буквально, а иногда образно (аллегорией).

Иоанна 2: 19-22 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Иоанна 6:26  Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. 27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. 

Иоанна 8:33 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? (не о том рабстве говорит)

Иоанна 11:11 11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. 13Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

3. Двойной смысл – игра слов.

Бывает, что человек спрашивает Иисуса об одном, а он отвечает о другом:

Иоанна 3:3   3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.  Иоанна Иоанна 12:34 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

Иоанна 4:10 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 
Живая вода для Самарянина это проточная
Живая вода для Христа это Святой Дух.

Иоанна 11:50 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
Бывает несколько смыслов в одном изречении:
Иоанна 2:19  19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
Иоанна 6:35 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

Хлеб жизни – евхаристия
Иоанна 1:29 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Ангел Божий – это агнец, который апокалипсический
— это пасхальный ягненок
— это агнец на закладе

4. Дублетные речи.

Дублируют друг друга – иногда создается впечатление, что в той или иной речи Спасителя говорится одно и то же – но нужно смотреть в контексте.

5. Ирония.

Когда противники Спасителя говорят в адрес Спасителя, какие-то скептические слова. Авторы слов хотели унизить Его, но все совершалось по-иному.

Иоанна 4:12 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Иоанна 7:35 33 Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; 34 будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти. 35 При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 
Иоанна 6:42 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 
Иоанна 9:40 39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. 40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

6. Соответствие деталей.

Соответствие деталей в начале и в конце раздела говорит о продуманности композиции.
- В крупных блоках текста.
1:1 и 20:28 – есть связь
Иоанна 1:1 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Иоанна 20:28 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
1:28 и 10:40 – есть связь
Иоанна 1:28 28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 
Иоанна 10:40 40 и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
- Небольшие блоки текста.
1:19 и 1:28
2:11 и 4:54
9:2 и 9:41
11:4 и 11:40
Для связки Иоанн любит использовать поворотную идею или отрывок, когда завершается одна тема и вводится другая
Пример: І чудо в Канне Галилейской (2:1) — (связь) – ІІ чудо в Канне(2:54)

 

7. Вставные эпизоды и примечания.

Использовал их для того что бы объяснить некоторые слова, понятия.
Иоанна 1:41 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 
Иоанна 11:16 16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. 
Объясняет географические отсылки и излагает богословские взгляды.

Символическое изображение апостолов евангелистов.

Взятые из видения пророка Иезекииля и Откровения Иоанна, позволяют судить о характере повествования. 

 Изображение апостолов евангелистов

Святой апостол Матфей

писал Евангелие для евреев, доказывая, что Иисус — именно тот Спаситель, которого ждал еврейский народ, и о котором предсказывали ветхозаветные пророки

Изображение апостолов евангелистов. Ангел – человек Матфей начинает Евангелие с человеческой родословной Христа – потомка Авраама и Давида
Символическое изображение МаркаИзображение апостолов евангелистов. Святой апостол Марк ярко повествует о чудесах, о власти Господа над стихиями, людьми, болезнями, демонами, подчеркивая, что Он – Сын Божий, Владыка, Царь вселенной Изображение апостолов евангелистов.Левсимвол Царского величия и всемогущества Господа
Символическое изображение ЛукиИзображение апостолов евангелистов. Святой апостол Лука писал Евангелие для язычников. Подчеркивал, что Христос принес себя в жертву за грехи всех людей, а не только избранного еврейского народа Изображение апостолов евангелистов.Телец символ жертвы, жертвенного первосвященнического служения Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира.
Символическое изображение ИоаннаИзображение апостолов евангелистов. Святой апостол Иоанн ярче всех показал, что Иисус Христос — истинный Бог. Поэтому Иоанн именуется Богословом. Изображение апостолов евангелистов.Орелсимволизирует высоко воспаряющую мысль евангелиста Иоанна Богослова, его проникновение в тайны Божии

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>