НОВЫЙ ЗАВЕТ

Танах. Стадии формирования Евангелия. Новый Завет. Православные курсы.

Лекция №1

Предмет: Новый Завет

Лектор: отец Александр Кривошия

от 01.10.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Братья и сестры, во время первых лекций я, к сожалению, не вела аудио запись, но уже с 4-ой лекции и во всех последующих лекциях вы сможете послушать запись урока в аудио формате.

ТЕМА: ТАНАХ.

Автор всего Священного Писания Христос, то есть оно написано людьми по вдохновению Святого Духа.

Танах – Ветхий Завет, в Еврейской традиции делиться на 3 части:

 

Тора Невиим Хетувим

Закон

Пророки

Писания

Законодательные книги Исторические и Пророческие книги Учительные книги
Время: от 0-4238год(От Адама до Иисуса Навина) Время: от 1220-0(От Иисуса Навина до Христа) Время: 1010-970(Давид и Соломон)

Время написания Танах 1250-44 (от Моисея до Ездры)

Танах

Источник википедия:

Танах — принятое в иврите название еврейского Священного писания.

«Танах» почти полностью совпадает с «Ветхим Заветом» христианской Библии.

Танах содержит 24 книги. Состав книг почти идентичен Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от принятого ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги, не являющиеся частью Танаха (апокриф). Как правило, эти книги являются частью Септуагинты — при том, что их древнееврейский первоисточник не сохранился, а в некоторых случаях, вероятно, и не существовал.

Еврейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево

Пророки, или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.

Невиим подразделяются, в свою очередь, на два раздела.

«Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)

«Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исаии, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.

Писания, или Хетувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.

В составе Хетувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (около 20 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.) и Иосиф Флавий (37 г. н. э. — ?).

Различия между Танахом и Ветхим Заветом

Сегодня существуют три главных формы Священного Писания Танаха/Ветхого Завета, несколько отличающиеся по составу и происхождению:

 1.Еврейский канон (Танах), сформировавшийся в иудаизме — «масоретский текст»;

2.Классический Христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона (Септуагинта) и принятый в Православной и Католической Церквях;

3.Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.

Масоретский текст — вариант древнееврейского текста Танаха, передававшийся без изменений в течение многих веков. В основу текста легли варианты, разработанные и распространённые масоретами в 8-10 веках н.э.

Александрийский канон (Септуагинта) Ветхого Завета был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской версии оригинального текста.

После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.

Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:

1.Пятикнижие (Тора) (Быт-Втор)

2.Исторические книги (Нав-Есф)

3.Учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)

4.Пророческие книги (Ис-Мал)

Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, 2 Пар включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2 Пар. 36:24 слл), существенно дополнены книги Есфири и пророка Даниила. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские.

Протестантский канон.

В эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н. э. — I в. н. э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.

ТОРА

Тора (Пятикнижие)- (дословно «учение») состоит из пяти книг, обычно называемых «Пятью Книгами Моисея» или Пятикнижием.

В Торе 613 законов, Христос отклонил общественные законы, а моральные усугубил.

Например: “Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матф.5:21-22).

Апостол Павел, говоря об упразднении закона заповедей учением, имел в виду:

1) прекращение действия закона Моисея, ввиду того, что его время прошло, ведь закон Моисея был детоводителем ко Христу. Однако, повторим, это не означает, что упразднены все ветхозаветные заповеди. Лишь исполненные заповеди прекратили свое существование. Учение Христа является замещением и продолжением закона Моисея.

2) воспринимать взаимоотношения с Богом не как закон буквы, но как завет духа.

ТЕМА: Применение слова Евангелие.

Евангелие (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть» от греч. εὖ — «добро, благо» и греч. ἀγγελία — «весть, известие») — добрая весть в смысле провозвестие.

Люди жили во мраке и для них провозвестником о воскресении Бога было Евангелие.

Новый Завет был откровением Бога воплотившегося, Бога, ставшего человеком.

Иисус Христос – Богочеловек!

Апостол Павел в послании к Римским Иудеям впервые выразил двойную идентичность Христа – Богочеловек.

Источник http://azbyka.ru/:

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно (Лк. 2:40,52).

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (Мф. 4:2; 8:24; Лк. 22:44; Ин. 4:6-7; 19:28-42).

После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу (Лк. 24:39-43; Ин. 20:27-29; Деян. 10:41).

Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы (Мф. 8:23-27; 14:22-33), прощал грехи (Мк. 2:1-12), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе (Ин. 5:17-18), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно (Ин. 5:19-23).

Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью (Деян. 20:28).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы (1Кор. 2:8).

Вся полнота Божиего естества пребывает в воскресшем теле Иисуса (Кол. 2:9).

До IV ст. большинство не могло понять кто же такой Христос, святые понимали Христа Духом Святым. В IV ст. 80% христиан не понимали.

Средоточие благовестия Павла обычно видит в страдании/смерти/воскресении Иисуса, их значение для оправдания и, в конечном счете, спасение (Рим. 1:16).

Евангелие от Марка начинается так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…», то есть начало провозвестия – Иисус, именно он в центре.

А у Матфея будет Начало Царствия Иисуса Христа.

Евангелие как имя существительное употребляется у Марка и Матфея.

Евангелие как глагол употребляется у Луки («…Иисус послан что бы благовествовать (что делать?)..»)

Евангелие у Иоанна не употребляется, он употребляет слово «агелия» — простая весть.

Только в конце ІІст. Появились названия: Евангелие от Матка, от Матфея, от Луки, от Иоанна. Люди сами так назвали что бы сохранить авторство книг. В оригинале же «..по Матфею», «…по Марку»…то есть в их редакции.

Кроме канонических книг есть не канонические.

В 692г. В Константинополе на Трулльском Соборе (также Пято-шестой собор) было установлено сколько будет Евангелие и их последовательность.

Собор заседал в том же помещении, что и VI Вселенский собор, — зале дворца со сводами, так называемыми труллами, посему официально в документах ему было присвоено название Трулльского.

Все 4 Евангелия излагают материал об Иисусе. Материал — это то, что не говорит Иисус.

ТЕМА: Три стадии формирования Евангелия.

1.Публичная проповедь Иисуса из Назарета (первая треть I-го века н.э.).

Новый ЗаветОн совершал славные дела, устно проповедовал и общался с другими людьми (например, Иоанном Крестителем и иудейскими вождями). Иисус выбрал спутников, которые видели Его дела и слышали Его слова. Воспоминания спутников составили основу того, что мы называем «материалами об Иисусе». Уже эти воспоминания были избирательными, ибо сосредотачивались на главном (вести Иисуса), а не бытовых подробностях жизни. Современному читателю важно помнить, что перед ним воспоминания о словах и делах одного иудея, жившего в Галилее и Иерусалиме в 20–х годах I века. Проблематика, риторика, лексика и взгляды Иисуса были во многом обусловлены спецификой конкретного времени и места. Многие ошибки в понимании Иисуса и неправильные применения Его учения часто связаны с тем, что читатели абстрагируют Иисуса от Его исторической среды и воображают, что Он решал проблемы, которые на самом деле перед Ним не вставали. (Источник: Автор: Реймонд Браун, Введение в Новый Завет, Том I. Фрагмент главы 6, Три стадии формирования Евангелий).

Например проповедь в От Иоанна глава 12: «… 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. 42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию…». Братья и сестры лектор не уточнял о каком именно стихе идет речь я думаю что об этом. Если у Вас есть уточнения – поправьте меня. Спаси Вас Господь.

Иисус ходил по Галилеи, Иудеи Самарии, к Мертвому морю, к реке Иордан, Финикии, то есть проповедовал для Иудеи – Галилеи – Иудеи (Иудеи — это народ, от которого он произошел, а Галилеи – отдаленные Иудеи которых еще можно спасти).

Иисус был «городским жителем» — родился в Вифлееме, жил в Назарете…

Галилеи были невежественными, а Иудеи образованными, но не смотря на это именно Иудеи распяли Иисуса.

Книги не канонические не вошли в канон так как находилось не соответствие духу православия (например когда сюжет событий был не достоверным).

2. Апостольская проповедь об Иисусе (вторая треть I века н. э.).

Апостол Иоанн БогословУченики Иисуса укрепились в своей вере благодаря явлениям Воскресшего (1 Кор 15:5–7); они уверовали в то, что через воскресшего Иисуса Бог явил свою спасительную любовь к Израилю и всему миру; свою веру они отразили, в частности, в христологических титулах – Мессия/Христос, Господь, Спаситель, Сын Божий и т. д. Эта укрепленная вера обогатила воспоминания учеников о проповеди Иисуса новым смыслом. (Современные читатели, привыкшие считать журналистским идеалом беспристрастное изложение фактов, должны осознать совершенно иную атмосферу раннехристианской проповеди.) Мы называем этих проповедников апостолами, ибо они считали себя посланными  (apostellein)  воскресшим Иисусом, и их проповедь часто описывалась как керигматическое провозвестие  (kerygma),  ставящее своей задачей привести людей к вере. Постепенно круг миссионерских проповедников расширился: в него стали входить уже не только спутники Иисуса, и христианская весть обогатилась опытом новообращенных вроде Павла.

Еще один важный фактор на этом этапе – адаптация проповеди к новой аудитории. Если Иисус был галилейским иудеем первой трети I века, говорившим на арамейском языке, то спустя всего два десятилетия Его учение возвещалось уже городским жителям диаспоры (иудеям и неиудеям) на греческом языке (на котором Иисус говорил редко, если вообще говорил). Смена языка предполагала необходимость широкомасштабной трансляции, изменения лексики и метафорики, чтобы новая аудитория адекватно усвоила весть. Следы подобных изменений мы видим в Евангелиях. Иногда это касается мелких деталей: например, вместо обычной палестинской крыши, в которой можно было проделать отверстие (Мк 2:4), в Лк 5:19 появляется черепичная крыша, знакомая греческой аудитории. Иногда изменения были богословскими: например, у синоптиков и в 1 Кор 11:24 один из евхаристических компонентов именуется  soma,  «тело» (ср. более буквальный перевод  sarx,  «плоть» в Ин 6:51 и Послании Игнатия к римлянам 7:3). Это, возможно, облегчало понимание тела Христова в образном плане – как тела, членами которого являются христиане (1 Кор 12:12–27). Такое развитие предания способствовало развитию христианского богословия.

Чаще всего к этому второму этапу формирования Евангелий применяют понятие «проповедь», хотя проповеди сопутствовали и другие элементы. Например, частью христианской жизни стало богослужение (оно отражено в евангельских крещальных и евхаристических формулировках). В Мф заметно влияние катехизации. Наложили свой отпечаток на Евангелия и общинные споры, например, полемика с вождями иудейской синагоги (Мф, Ин), а также споры внутриобщинные – в частности, с восклицающими «Господи! Господи!» (излишне восторженными христианами?). (Источник: Автор: Реймонд Браун, Введение в Новый Завет, Том I. Фрагмент главы 6, Три стадии формирования Евангелий. http://aftershock.su/?q=node/25892).

Апостолы рассказывали о Иисусе, которого распяли. Нужно было проповедовать в самом лучшем свете. Преподносили Его по-разному: Иудеям – «которого вы распяли», язычникам – «Сын Божий», «Господь Славы».

Христос свидетельствовал о себе в третьем лице только на суде в Синедрионе на вопрос Пилата : «…Ты Царь?…» (Ин. 18:37) он ответил утвердительно: «…Да, Я Царь…».

Иисус говорил по-простому больше сельским людям, редко в городе, а апостолы говорят городским жителям, по важным точкам мира. Иудеи после 70-ти лет были разбросаны по многим городам и странам (они были беженцами): в Аниохии – Матфей, в Риме – Петр…

Иоанн говорит, что когда Иисус насытил людей и сказал, что Его Плоть будет во спасение (Плоть – тело, дух, душа), а у Павла эта глава о евхаристии о теле и крови Христа и он уже упоминает не Плоть а Тело: «что бы мы стали частью всего Тела…». Павел подводит к тому, что после причастия Евхаристии мы становимся тем же Телом.

3. Письменные Евангелия (приблизительно последняя треть I века).

Хотя первые письменные сборники (ныне утерянные) появились, видимо, еще в середине предыдущего периода, когда проповедовался «материал об Иисусе», и хотя проповедь, основанная на устном сохранении и развитии этого материла, продолжалась и во II веке [3], все четыре канонические Евангелия были написаны, видимо, где-то между 65 и 100 годами. Что касается евангелистов, то предания, восходящие к II веку и отраженные в надписаниях (примерно с 200 года или ранее), приписывали авторство двух Евангелий апостолам (Матфею и Иоанну), и еще двух – спутникам апостолов [Марку (спутнику Петра) и Луке (спутнику Павла)]. Однако, по мнению большинства современных ученых, евангелисты не были свидетелями служения Иисуса. Это меняет понимание Евангелий [4], хотя разрыв с традицией не столь резкий, как может показаться, ибо древние предания об авторстве, возможно, не всегда имели в виду окончательных авторов Евангелий. Возможно, древние атрибуции говорили, прежде всего, о том, кто изначально передал ту или иную традицию, впоследствии отраженную в Евангелии, или кто был автором одного из основных источников. См. ниже, главу 8 о том, что имел в виду Папий, когда написал: «Матфей записал по порядку речения  [logia]  на еврейском [= арамейском?] языке, переводил же их кто как мог» (см. Евсевий, Церковная история  3.39.16).

Признание того, что евангелисты не были свидетелями служения Иисуса, важно для понимания различий между Евангелиями. Если, как раньше считалось, евангелисты описывали лично виденное, непонятно, откуда взялись различия между их рассказами. Почему, скажем, очевидец Иоанн (Ин 2) относит очищение Храма к началу проповеди Иисуса, а очевидец Матфей (Мф 21) – к ее концу? Чтобы сгладить противоречие, толкователи раньше утверждали, что было два очищения: один очевидец описывает одно из них, а другой – другое. Однако, если евангелисты лично не видели это событие, но взяли описание из промежуточного источника, то они (или все они) могли и не знать точной временной привязки. Не располагая точной информацией о хронологии, они придали материалам такую последовательность, которая соответствовала духовным потребностям читателей. Соответственно, последовательность событий в Евангелиях  – логическая, а не всегда хронологическая.  Евангелисты – это авторы, которые придавали материалам определенную форму, разрабатывали и редактировали их; они же и богословы, которые приспосабливали эти материалы к определенной цели.

В Евангелии замечены Богослужебные моменты.

Сначала было богослужение, а потом Евангелие.

Матфей когда излагает Евангелие есть катехизаторский подход (изучение слова за темой, у него всего 5 тем). Значит жил в такой общине где он объяснял под видом катехизаторства регулярно.

Христиане должны вести себя ровно в скорби и радости.

Матфей, Марк и Иоанн видели Иисуса, а Лука не видел.

Апостолы избирательно, чтобы донести грамотно до христиан. Была проблема текущая и они отвечали на нее. Не даром писали тексты. Было много псевдо учительства.

Святой Дух восходит в простоте и безличестве.

Католики подходят юридически к текстам а протестанты – всё муза.

Тема №4. Когда написано Евангелие.

1-я версия Матфея, Марка, Луки 40 г. по Аверкию
Иоанна 90 г.
2-я версия Католическая 60 г. по западному

Сначала были послания, а потом Евангелие. Они писались по мере необходимости.

Итак, у нас есть четыре канонических Евангелия, из которых первые три именуются синоптическими (от греч. «синопсис» – обозрение, общий обзор). Итак, при сопоставлении этих трех текстов первых Евангелистов легко заметить, что эти Евангелия содержат совпадающие по содержанию эпизоды – так называемые параллельные места. Кроме того, наблюдается иногда общая для двух или для трех Евангелий последовательность этих повествовательных эпизодов, или, как иногда их именуют, перекопов (слово «перекопа» – греческое, означает оно «законченный отрезок текста»). Скажем, перекопа о блудном сыне, перекопа о мытаре и фарисее, перекопа о милосердном самарянине и т.д. Три первые Евангелия обнаруживают большое сходство в композиции, а также имеют немало буквальных совпадений. Это стало очевидным после того, как в XVIII веке их издали в виде Синопсиса, т.е. параллельными столбцами. Отсюда и общепринятое их название — синоптические Евангелия.

У Иоанна только 8% того что у Матфея, Марка и Луки. 80% Марковых повествований изложено у Матфея.

Если сюжет есть у Матф., Марка, Луки то это тройная традиция. Если у Матф., Марка или Марка и Луки то это двойная традиция.

У марка 661 стих, у Матфея — 1068, у Луки -1149.

Можно сделать следующие выводы из данного подхода к формированию Евангелий:

• Евангелия – не стенограммы. Десятки лет развития и адаптации предания сделали свое дело. Сколь велики эти изменения? На этот вопрос можно дать ответ лишь с помощью кропотливого анализа (да и то ответ не стопроцентный, а в спектре от «возможно» до «видимо»).

• Из того, что Евангелия – не стенограммы, подчас делают вывод, что там много неправды. Однако многое зависит от цели евангелистов. Если мы ищем точного репортажа или точной биографии, то неправды действительно много. Если евангелисты хотели, прежде всего, привести читателей/слушателей к вере в Иисуса, открыв их Царству/владычеству Божьему, то адаптации оправданны и истинны, ибо облегчают поставленную цель.

• Некоторых людей такой подход к евангельской истине не удовлетворяет: если было много модификаций и адаптации, откуда известно, что евангельская весть верна вести Иисуса? Полностью полагаться на мнение ученых нельзя, ибо они совершенно по–разному оценивают степень достоверности: на одном конце спектра модификации считают минимальными, на другом – очень серьезными. Поэтому перед нами богословский вопрос, требующий богословского ответа. Христиане, которые верят в боговдохновенность, считают, что Святой Дух направлял процесс формирования Евангелий, а потому Евангелия отражают истину, возвестить которую Бог послал Иисуса.

• В истории экзегезы много времени уделялось гармонизации различий между Евангелиями, причем не только в деталях, но и в вопросах более крупных: например, как составить из очень разных рассказов Мф и Лк о детстве Иисуса одно последовательное повествование или согласовать рассказ Лк о явлениях Воскресшего (в Иерусалиме) с соответствующим рассказом Мф (на горе в Галилее). Однако это не вполне корректно и, возможно, вносит определенное искажение. С точки зрения веры, существование четырех Евангелий вместо одного – промыслительно, а потому следует отдавать должное индивидуальности каждого Евангелия. Искусственная гармонизация не обогащает, а обедняет.

• Во второй половине XX века уважение к индивидуальности каждого из Евангелий повлияло на церковную литургию и ритуал. Многие церкви вслед за католической богослужебной реформой ввели трехлетний лекционарий: в первый год по воскресеньям читаются отрывки из Мф, во второй год – из Мк, а в третий – из Лк. В Католической церкви такая практика заменила годичный лекционарий, когда без видимой богословской системы чтения выбирались то из Мф, то из Лк и т. д. Одна из основных причин для реформы состояла в новообретенном понимании: евангельские перикопы должны читаться последовательно, отдавая должное богословской специфике каждого евангелиста. Скажем, одна и та же притча, присутствующая во всех трех синоптических Евангелиях, может иметь разное значение в зависимости от индивидуального контекста. (Источник: Автор: Реймонд Браун, Введение в Новый Завет, Том I. Фрагмент главы 6, Три стадии формирования Евангелий. http://aftershock.su/?q=node/25892).

Задачи курса – привить любовь к Евангелию, посмотреть на святое Писание со стороны Св. Отцов.

 

Домашнее задание: Изучать воскресные тропари и двунадесятых праздников, тропарь своего святого 

Рекомендованная литература отцем Александром:

1. Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Джорданвилль, 1956. М., СПБ., 1995. М., 2005

2. Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета

3. Барсов.

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>