ЛИТУРГИКА

Степени иерархии. Всенощное бдение. Великая вечерня.Православные курсы. Литургика.

Лекция №3

Предмет: Литургика.

Лектор: отец Сергий Бережной.

от 27.10.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Текст черным цветом – мое конспектирование за лектором.

Текст синим цветом – мое дополнение к лекции.

Предыдущая лекция №2 по этой ссылке.

ТЕМА №1. Степени иерархии.

По свидетельству Священного Писания, святые Апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Святого Духа (Ин. 20:21-23; Мф. 28:19-20; Мк.16:15-16; Лк.24:47-49; Деян.1:8) рукоположили первых епископов (Деян. 14:23; 20:28; 2Тим.1:6 и др.) и заповедали передавать через Таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1Тим.5:22; Тит.1:5). Апостольское преемство засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским, св. Климентом Римским, блж. Иеронимом, Тертуллианом и др.

Таинство Рукоположения благодатно образует чин церковной иерархии. В него включены посвящающие:

Монахи.

Миряне («священный народ»)

Оглашенные, кающиеся, одержимые.

Небесную и земную иерархии возглавляет Богочеловек Иисус Христос, являющийся духовным средоточием всей Богопознающей иерархии, выступающий посредником между ее членами.

Степень священства

Название сана «черного» духовенства

Название сана «белого» духовенства

Обращение официальное

Обращение личное, неофициальное

Диакон

Иеродиакон

Диакон

Ваше преподобие

Отец диакон

Нет

Протодиакон

___//____

___//____

Архидиакон

Архидиакон (редко)

___//____

___//____

Священник

Иеромонах

Священник=иерей

Ваше преподобие

Батюшка, отец (такой-то)

Игумен

Протоиерей

Ваше Высокопреподобие

___//____

Архимандрит

Протопресвитер

___//____

___//____

Епископ

Епископ=архиерей

Нет

Ваше Преосвященство

Владыка

Архиепископ

Нет

Ваше Высокопреосвященство

___//____

Митрополит

Нет

___//____

___//____

Патриарх

Нет

Ваше Святейшество

Ваше Святейшество

 Диакон.

Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).

Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.

Первое упоминание: избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 1-6). Таким образом – через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов – были хиротонисуемы первые диаконы.

Священные одежды дьякона:

  • - Соблачение диаконатихарь диакона (и церковнослужителя) – длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается диаконом поверх подрясника.

Стихарь символизирует целомудрие и чистоту.

При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 6-7. Пс. 118, 74).

Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.

Символизируют узы Христа

  • - Орарь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече – один конец спускается на грудь, другой на спину.

Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь – два ораря, из которых один одет как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами.

Орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.

Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя.

Пресвитер.

Пресвитер – вторая степень священнического служения, следующая после диакона и перед епископом.

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира.

Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень.

Пресвитер также именуется иереем или священником.

Одежды священника:

oblachenie-svjawennika

  • - Подризник (то же что и стихарь)- богослужебное облачение священника и архиерея – род стихаря – длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая.

Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа.

Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении литургии.

  • - Епитрахиль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Епитрахиль – символ ярма спасения людей, символ того, что священник может совершать таинство кроме таинства священства, может освящать храм по благословению епископа.

  • - Пояс – символ того, что не себе принадлежит, а ради Христа служит людям.
  • - Фелонь – богослужебное облачениесвященника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев – на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в.

Фелонь символизирует славу Церкви, ее чистоту и святость, благодатность, покрывающую все недостатки человека, все его немощи и внутренние изъяны (броня правды которой не доступны все злым силам, символ багряницы которые покрывали Христа).

Награды:

  • - Палица – часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Символ меча духовного, которым посекается всякая правда.

Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия.

Происхождение палицы неизвестно, вероятно первоначально это был плат для отирания рук.

  • - Набедренник — прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны. Символ меча духовного, которым посекается всякая правда. Означает духовный меч слова Божия.
  • - Камилавка – терновый венец спасителя — (греч. — верблюд) – головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей.

Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти.

Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидиаконам, протодиаконам и священникам.

Черная камилавка – принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродиакона.

Митра – богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями головной убор сферической формы.

В центре и по бокам митры помещаются 4 миниатюрные иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, какого-либо святого или праздника, а наверху малая икона Святой Троицы, образ Серафима или миниатюрный крест.

Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея крестом.

Епископ.

Епископ (от греч. блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.

Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в таинстве рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии Церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение в епископа происходит через хиротонию (Таинство Священства, рукоположение). Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами. Епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

Епископское облачение:

oblachenie-episkopa

  • - Епитрахиль
  • - Пояс
  • - Поручи
  • - Подризник
  • - Филонь заменяет саккос (значение как у филони)
  • - Омофор (греч. носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса.

Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать.

Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.

Различаются богослужебные – торжественные и богато украшенные посохи (жезлы), и внебогослужебные – более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:

древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря;

форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху.

Отличительной особенностью русских посохов является сулок – двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.

Символизирует непрестанное странствие Церкви, не имеющей пристанища на земле, но всегда находящихся на пути к Царствию Небесному.

Тема 2. Богослужебные книги

  • - Октоихбогослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные круги). В каждый день недели церковь вспоминает какое-либо событие, чтит память святого или группы лиц. Так повторяется из недели в неделю.

В основном написал Иоанн Дамаский.

  • - Минея – службы святым по месяцам
  • - Часослов
  • - Праздничная минея – двунадесятым праздникам
  • - Общая минея – когда нет богослужения тому или иному святому в минее
  • - Триодь постная (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга.

Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель.

  • - Триодь цветная, (от греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели).
  • - Евангелие
  • - Псалтырь

Тема 3. Виды богослужения (которые служатся вечером, накануне литургии):

- вседневное вечернее богослужение
- шестеричная служба
- славословная
- помилейная
- всенощное бдение

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ.

 Всенощное бдение служится накануне:

– воскресных дней

– двунадесятых праздников

– праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)

– дни храмовых праздников

– любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Всенощного – от слов «всю ночь», потому что раньше в Палестине, в монастырях эта служба совершалась с вечера до утра.

Если гражданский день начинается в полночь, то церковный день начинается с вечера, потому что в Библии сказано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5).

То есть день Библейский начинается с вечера и стремится ко дню, это значит, что в творении заложено стремление к свету в физическом мире, а в мире разумных существ (в людях, в ангелах) заложено стремление к Богу (светом для нас является Бог).

Структура Всенощного Бдения.

Часть I. Великая Вечерня

  • 9-ый час
  • Начальный возглас. Предначинательный псалом. Каждение храма.
  • Светильничные молитвы. Великая ектения.
  • Первая кафизма – «Блажен муж». Малая ектения.
  • Псалом «Господи, воззвах» и каждение. Стихиры на Господи воззвах. Осмогласие.
  • Догматики.
  • Малый вход. Молитва «Свете Тихий». Малое слово «Вонмем».
  • Приветствие «Мир всем».
  • Прокимен. Паремии. Сугубая ектенья.
  • Молитва «Сподоби Господи». Просительная ектения. Преклонение глав. Лития. Молитва «Ныне отпущаещи».
  • Трисвятое.

Часть II. Утреня.

  • Шестопсалмие. Великая ектения.
  • Воскресный тропарь. Кафизмы.
  • Полиелей. Величание. Воскресные непорочные.
  • Молитвенное приготовление к чтению Евангелия.
  • Чтение Евангелия.
  • Канон.
  • Светилен. Стихиры на хвалите. Великое славословие.
  • Окончание утрени.
  • Часы.
  • Завершение Всенощного Бдения.
  • Послесловие.

 - Перед вечерней читается 9-ый час.

Часы – это небольшие службы, посвященные определенным часам дня (есть 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый). В первые века по Р.Х., когда создавалось христианское богослужение, в Римской империи день делили на: день и ночь, по 12-ть часов каждый (день начинался в 6:00 утра, а ночь в 18:00 вечера). Поэтому 1-ый час дня — соответствовал 7-ому часу утра нашего времени; 3-ий час дня – соответствовал 9-ому часу утра нашего времени; 6-ой час – соответствовал 12-ому часу нашего времени; 9-ый час дня – соответствовал 3-му часу дня нашего времени.

1-ый час — посвящен тому, как Господа вели на суд к Пилату;

3-ий час — посвящен суду у Понтия Пилата;

6-ой час – посвящен крестным страданиям;

9-ый час — посвященный крестной смерти Христа.

9-ый час идет после Литургии в суточном круге, но он присоединяется к Вечерней. Это показывает, что церковная молитва является непрерывной. Потому что всегда в земной Церкви Богу кто-то молится.

В конце 9-го часа в Храме включается свет, и открываются Царские врата, священник с диаконом совершают каждение алтаря, это каждение означает сотворение мира Богом:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).

Это каждение и есть символ действия Духа Божия, о котором говорится в стихе о сотворении мира.

- Начальный возглас. 

Затем диакон выходит на солею и возглашает: Восстаньте! Два смысла у этого призыва:- это призыв встать- призыв восстать к молитве, оставить земные помышления
Хор отвечает: Благослови.
Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков.Великая вечерня начинается с этих слов, которые прославляют Троице, это показывает, что всенощное бдение будет посвящена прославлению Троицы.
Хор: Аминь.Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Нему!Этими словами наше внимание сосредотачивается на Христу. Церковь, этими словами, ставит нас перед Христом – вот вы и Христос, что бы мы молились Ему. Перед этим возглас священника был обращен к Троице и сразу же идет возглас ко Христу, потому, что Господь в Евангелии сказал: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоанна 14:6)
Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).
Хор: Благословляй, душа моя, Господа! / Благословен Ты, Господи. / Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. / Благословен Ты, Господи. / Славословием и благолепием / облекся Ты. Благословен Ты, Господи. / Посреди гор пройдут воды, / дивны дела Твои, Господи! / Всё премудростью Ты сотворил. / Слава Тебе, Господи, Сотворившему все!

- Псалом 103.

Благословляй, душа моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты, одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи. Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров, творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огня, Ты утвердил землю на основании её, – не наклонится она во век века. Бездна, как одежда – покрывало её, на горах встанут воды; от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся. Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, – предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю. Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды, напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою, при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос. Ты орошаешь горы с высот Своих, – от плода дел Твоих насытится земля, – произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, – там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними. Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам. Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой. Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные, молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе. Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, – выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих. Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним. Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время. Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою – всё насытится благом. А отвратишь лицо Твоё – смятутся, отнимешь дыхание их – и исчезнут, и в прах свой возвратятся. Пошлёшь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли. Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих. Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор – и они дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую. Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа!Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил.
Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3)

В этом псалме говорится о сотворении мира. Во время пения этого псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма, это образ того, что до грехопадения Сам Бог являлся в раю Адаме и Еве. Священник – это живой образ Бога. Царские врата в это время открыты в знак того, что людям было открыто Царствие Небесное. Как мы знаем, уже после грехопадения Царство Небесное закрылось, и стал Херувим с мечем, который не пускал человека в рай.

- Молитвы светильничные.

По окончании выключается свет, закрываются Царские врата и Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные. Это образ того, что теперь Адам согрешил, от него отошел Святой Дух, и ему закрылось Царствие Небесное. И священник перед Царскими вратами стоит, как некогда Адам стоял перед закрытыми вратами Царствия Небесного.

Молитва 1Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 2Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых.
Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 3Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.
Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 4Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 5Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.
 По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
 Молитва 6Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И блага этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству [уже] данными нам по милости благами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.
 Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва 7Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звезды – для управления ночью, удостоивший нас, грешных, и в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для упокоения немощи нашей, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка [всего], благ Податель, – чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости души для славословия Твоей благости, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по ходатайствам святой Богородицы, милостиво посети.
 Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

- Ектения великая.

Ектения – греч. «напряженная», «прилежная» — то есть усиленное моление. Она состоит из 14 прошений. Эти прошения не являются молитвой, а являются приглашением к молитве, и чередуются краткой молитвой «господи, помилуй».

Диакон: В мире Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся
Хор: Господи, помилуй.О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем(высоко) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе - имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.

Есть четыре ектении: малая, сугубая, великая, просительная.

Малая ектения — состоит из трех прошений и является сокращением великой.

Сугубая ектения – прошение о людях (стране, патриархе..).

Просительная ектения – прошения о духовных нуждах.

Великая ектения – прошения о людях.

 - И cтихословим рядовую кафизму Псалтири.

Кафизма (от греч. слова «сидеть») – богослужебный раздел книги Псалтирь (во время чтения которого на богослужении дозволяется сидеть).

В Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, что важно для образования кафизмы, ведь при равной длине число псалмов в кафизмах может быть различным. Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне.

«Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон).

Кафизмы и входящие в них славы с псалмами выглядят следующим образом:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
Кафизма I. Псалмы 1-3 Псалмы 4-6 Псалмы 7-8
Кафизма II Псалмы 9-10 Псалмы 11-13 Псалмы 14-16
Кафизма III Псалом 17 Псалмы 18-20 Псалмы 21-23
Кафизма IV Псалмы 24-26 Псалмы 27-29 Псалмы 30-31
Кафизма V Псалмы 32-33 Псалмы 34-35 Псалом 36
Кафизма VI Псалмы 37-39 Псалмы 40-42 Псалмы 43-45
Кафизма VII Псалмы 46-48 Псалмы 49-50 Псалмы 51-54
Кафизма VIII Псалмы 55-57 Псалмы 58-60 Псалмы 61-63
Кафизма IX Псалмы 64-66 Псалом 67 Псалмы 68-69
Кафизма X Псалмы 70-71 Псалмы 72-73 Псалмы 74-76
Кафизма XI Псалом 77 Псалмы 78-80 Псалмы 81-84
Кафизма XII Псалмы 85-87 Псалом 88 Псалмы 89-90
Кафизма XIII Псалмы 91-93 Псалмы 94-96 Псалмы 97-100
Кафизма XIV Псалмы 101-102 Псалом 103 Псалом 104
Кафизма XV Псалом 105 Псалом 106 Псалмы 107-108
Кафизма XVI Псалмы 109-111 Псалмы 112-114 Псалмы 115-117
Кафизма XVII Псалом 118:1-72 Псалом 118:73-131 Псалом 118:132-176
Кафизма XVIII Псалмы 119-123 Псалмы 124-128 Псалмы 129-133
Кафизма XIX Псалмы 134-136 Псалмы 137-139 Псалмы 140-142
Кафизма XX Псалмы 143-144 Псалмы 145-147 Псалмы 148-150

Порядок чтений кафизм определен Уставом.

Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю.

Псалмами предначинательными, например шестопсалмием (читаются на утреней), и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.

Первый антифон 1 кафизмы.

Псалом 1

Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Церковь в таком блаженном муже видит Иисуса Христа. Только в нем не было никакого греха, а блаженство связано со святостью.

 

Псалом 2

Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его: «Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!» Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их. Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их. Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его; возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их». И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все надеющиеся на Него!

Псалом 3

Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3)

После каждой славы и кафизмы на воскресном бдении произносятся не седалены и малая ектения, это сделано для того, что бы предать этой кафизме самое торжественное исполнение.

- Ектения малая.

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.Священник возглашает: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.

- «Господи, воззвах:» (псалмы 140, 141, 129, 116). 

Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. / Услышь меня, Господи.
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, / внемли гласу моления моего, / когда я взываю к Тебе. / Услышь меня, Господи.
Да направится молитва моя, / как фимиам, пред лицо Твоё, / возношение рук моих / – как жертва вечерняя. / Услышь меня, Господи.Этот псалом еще в Ветхом Завете пели на вечернем Богослужении. Начинается каждение храма.
Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а ещё и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.Молитва против празднословия. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный…» (Иак.3:2).«При многословии не миновать греха» (Пр.10:19). «…За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36)
Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим ко Господу помолился. Изолью пред Ним моление моё, печаль мою пред Ним возвещу. Когда изнемогал во мне дух мой, – и тогда Ты знал стези мои; на этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня. Смотрел я направо и взирал, и никто не признавал меня; стало невозможно мне бежать, и некому вступиться за душу мою. Я воззвал к Тебе, Господи, сказал: «Ты – надежда моя, доля моя на земле живых». Внемли молению моему, ибо я унижен весьма; избавь меня от гонящих меня, ибо они укрепились более меня.
на 10: Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё.
Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.
на 8: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой.
Да будут уши Твои внимательны к голосу моления моего.
на 6: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление.
Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа.
на 4: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.
Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.
на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена.
Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.
Слава: СтихираИ ныне: Богородичен

- Стихиры (христианские песнопения в честь праздника).

 

Далее в последние 10-ть стихов псалмов вставляются стихиры. Они поются попеременно с стихами псалма. Попеременное пение ветхозаветных песен с христианскими означает, что Ветхий Завет согласуется с Новым Заветом.

Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата, и совершается вход с кадилом.

Продолжение всенощного бдения по этой ссылке.

Предыдущая лекция №2 по этой ссылке.

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>