ЛИТУРГИКА

Православные курсы. Предмет: Литургика. Тема лекции: Проскомидия. Литургия оглашенных.

Предмет ЛИТУРГИКА

Лекция №6 от 24.11.2014

Лектор: Отец Сергий Бережной

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Текст черным цветом – мое конспектирование за лектором.

Текст синим цветом – мое дополнение к лекции.

Предыдущая лекция №5 от 10.11.2014 по этой ссылке.

Покрытие приготовленных Даров

Таже диакон прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет к священнику: Диакон же, взяв кадило и положив в нее ладану, обращается к священнику:
Благослови, владыко, кадило.И абие сам глаголет: Господу помолимся.И священник молитву кадила: Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа. Благослови, владыка, кадило.Диакон: Господу помолимся.И священник благословляет кадило с молитвой: Фимиам Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного; приняв его на превысший небес Твой жертвенник, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.
Диакон: Господу помолимся.Священник покадив звездицу, полагает верху Святаго Хлеба, глаголя: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча. Диакон: Господу помолимся.Священник, окадив звездицу, ставит ее над святым Хлебом со словами: И звезда, придя, стала вверху, над местом, где был Младенец.
pokrutie-darovНа символическом языке звездица изображает собой Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к Новорожденному Богомладенцу, в практическим смысле, звездица предохраняет Агнец от соприкосновения с тканью покровов.
Эта звездица ставится над Агнцем.
Диакон: Господу помолимся.Иерей, покадив первый покровец, покрывает Святый Хлеб с дискосом, глаголя:
Диакон: Господу помолимся.Священник, окадив первый покровец, покрывая дискос со святым хлебом, произнося:

pokrovci

 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.  Господь воцарился, благолепием облекся, облекся Господь силою, и опоясался, (ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. С тех пор готов престол Твой, Ты — от века. Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои, возвысят реки струи свои от шума вод многих. Дивны валы морские, дивен на высотах Господь. Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни.)
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.  Диакон: Господу помолимся. Покрой, владыка.
 Иерей же, покадив вторый покровец, покрывает святый потир, глаголя: Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.  Священник же, окадив второй покровец, покрывает святой потир со словами: Покрыла небеса доблесть Твоя, Христе, и хвалы Твоей полна земля.
vtorie-pokrovci
 Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.  Диакон: Господу помолимся. Покрой, владыка.
 Иерей же, покадив покров, сиречь воздух, покрывает и обоя, глаголя: Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата. Умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец.  Священник же, окадив воздух, то есть большой покров, и покрывая им [святые дискос и потир] вместе, произносит: Покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.
 Таже прием священник кадильницу, кадит предложение, глаголя трижды: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе.  Затем, взяв кадило, священник кадит жертвенник, произнося троекратно:Благословен Бог наш, так благоволивший, слава Тебе.
 Диакон же на коемждо глаголет:Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.И покланяются благоговейно оба, трижды.Таже диакон глаголет:О предложенных Честных Дарех Господу помолимся.Священник же молитву предложения:  Диакон же каждый раз оканчивает:Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.И оба трижды благоговейно поклоняются.Затем диакон произносит:Священник же, взяв кадило, читает молитву предложения:О предлагаемых Святых Дарах Господу помолимся.

Молитва предложения

 Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие, и приими е в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, яко благ и человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждены сохрани во священнодествии Божественных Твоих Таин. Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  Боже, Боже наш, небесный Хлеб, пищу всему миру – Господа нашего и Бога Иисуса Христа, пославший как Спасителя и Искупителя и Благодетеля, благословляющего и освящающего нас, Сам благослови это приношение и прими его на превысший небес Свой жертвенник. Помяни, как Благой и Человеколюбец, его принесших и тех, за кого принесли, и нас не осужденными сохрани в священнодействии божественных Твоих Таинств. Ибо свято и преславно всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
 И посем творит отпуст тамо, глаголя сице:Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.  И затем совершает отпуст, произнося:Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.
 Диакон: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.  Диакон: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.
 Священник глаголет отпуст.  И cвященник произносит отпуст:

Отпуст

 Отпуст, или отпуск, есть благословение, произносимое священником по окончании службы — на выход из храма. Самый отпуст, всегда священник говорит, «обратився от святых дверей на запад к людям» (Служебник, понед. веч.). Прот. Никольский указывает: «по произнесении отпуста, иерею благословлять народ рукою,» но в современной практике, священник, обычно, ограничивается поклоном к народу после произнесения отпуста.

     Отпусты бывают малые и великие. Малые (в одной епитрахили) положены на малой вечерне и повечериях, на полунощнице и первом часе. Говорятся они всегда так: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!» Только первые два-три слова изменяются на них, если наступает воскресный день или двунадесятый праздник, или продолжается попразднство двунадесятого праздника. Например, в таком случае прибавляется: «воскресый из мертвых… иже в вертепе родивыйся…» Великие же отпусты бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, например, во вторник: «честного, славного пророка и Предтечи…» — потом — святые храма, а затем — святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, например, святой «дня» будет выше чином «храмового» святого.

Аще убо есть неделя: Воскресый из мертвых: Аще ли же ни: Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго. В воскресенье: Воскресший из мертвых: В иной же день: Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста.
Аще же совершается Литургия Великаго Василия, глаголет: Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Если же совершается литургия Василия Великого говорится: Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и всех святых, помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.
Диакон: Аминь. По отпусте же кадит диакон святое предложение. Таже отходит, и кадит святую трапезу кругом крестовидно, глаголя в себе: Диакон: Аминь. После отпуста диакон кадит святой жертвенник, а затем святой престол кругом, крестообразно, произнося в себе:
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, / в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, / все наполняя, беспредельный.
Таже псалом 50. И покадив святилище же и храм весь, входит паки во святый олтарь, и покадив святую трапезу паки, и священника, кадильницу убо отлагает на место свое, сам же приходит ко иерею. И ставше вкупе пред святою трапезою, покланяются трижды, в себе молящеся и глаголюще: И далее псалом 50. И, покадив святилище и весь храм, вновь входит в алтарь и кадит святой престол и священника. Затем, положив на место кадило, подходит к священнику. И, став вместе перед святым престолом, они трижды поклоняются, молясь в себе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. [Священник, воздевая руки,] произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Дважды. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Господи, Ты отверзешь уста мои, – и уста мои возвестят хвалу Твою!
Таже целуют, священник убо святое Евангелие, диакон же святую трапезу. И посем подклонив диакон свою главу священнику, держа и орарь треми персты десныя руки, глаголет: И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит:
Время сотворити Господеви, владыко, благослови.Священник, знаменуя его, глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Время действовать Господу; владыка, благослови.Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Таже диакон: Помолися о мне, владыко святый.Священник: Да исправит Господь стопы Твоя.И паки диакон: Помяни мя, владыко святый. Диакон же: Помолись обо мне, владыка святой.Священник: Да направит Господь стопы твои.И снова диакон: Помяни меня, владыка святой.
Священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон же: Аминь.И поклонився исходит северными дверьми, понеже царския двери до входа не отверзаются. И став на обычном месте, прямо святых дверей, покланяется со благоговением, трижды, глаголя в себе: Диакон же: Аминь.И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе:
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Господи, Ты отверзешь уста мои, – и уста мои возвестят хвалу Твою.
И посем начинает глаголати: Благослови, владыко. И затем начинает: Благослови, владыка.
И начинает священник: Благословено Царство: И произносит священник [начальный возглас Божественной Литургии:] Благословенно Царство:
Ведати подобает: аще без диакона служит иерей, в проскомидии диаконских слов, и на Литургии пред евангелием, и на ответ его: Благослови, владыко, иПрободи, владыко, и Время сотворити, да не глаголет, точию ектении и чиновное предложение. Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии един иерей токмо да творит и глаголет изображенная. Прочии же служители ничтоже проскомидии особно да глаголют. Следует знать, что священник, служа без диакона, не произносит на проскомидии диаконских слов: Пронзи, владыка, и Время действовать: Также и на Литургии слова перед Евангелием Благослови, владыка: и ответ на это, [и все подобное] да не произносит, а только ектении и все последование. Если же служит несколько священников, чин проскомидии совершает лишь один из них, совершая все предписанное.

Литургия – это молитва о людях, а не просто торжественное богослужение, преследующее свои богословские цели и не имеющее к конкретным людским нуждам и проблемам отношения.
Об этом приходится говорить, так как многие верующие не ходят на Литургию, а подходят к ее окончанию, на молебен или панихиду. Вот это, в сознании людей, – настоящая, практическая молитва, а о чем мы молимся на Литургии, не совсем и понятно.

А молимся мы о людях! Благодарим Бога за милости, излитые на нас, и просим и впредь миловать нас, прощать, покрывать наши недостатки Его любовью.

Несколько раз мы отдельно, настойчиво поминаем живых и усопших. В первый раз это происходит во время проскомидии, когда мы вынимаем за живых и усопших из просфор частицы.

Какие мистические процессы происходят в судьбе живых, когда за них молятся на Литургии? Никакого систематического учения об этом не существует, это тайна. Однако несомненно, что молитва за живых на Литургии оказывает то или иное влияние на их жизнь.
Многие люди свидетельствовали о чудесах, которые происходили в их судьбе, когда за них молились на Литургии.

Молитва за проскомидией – не безличный, механический процесс изъятия из просфор частиц хлеба. Молящийся за проскомидией священник чувствует (любой священник вам это подтвердит) незримое присутствие тех, за кого молится. У людей высокой духовной жизни это незримое присутствие поминаемых часто превращалось в зримое.

Известный старец и молитвенник преподобный Севастиан Карагандинский, скончавшийся в 1968 году, как рассказывают очевидцы, часами совершал молитвенное поминовение усопших за проскомидией. Ему приносили мешки записок, и он внимательно все прочитывал, причем часто останавливался, смотрел в пространство за жертвенником и тихо шевелил губами. На недоуменные вопросы старец простодушно и честно отвечал, что, когда он поминает усопших, они сами перед ним проходят и иногда он с ними разговаривает. 
Одна из женщин, подученная бабкой-колдуньей, желая причинить какой-то вред своей знакомой, записала ту в записку об упокоении. Записку, в числе прочих, подали в алтарь. Через некоторое время оттуда вышел старец. «Кто это сделал?» – обратился он, гневно сверкая глазами, к собравшимся в храме. Ответа не последовало. «Кто записал это имя в записку?» – повторил о. Севастиан. «Я», – из глубины храма к старцу подступила перепуганная женщина. «Эта женщина, которую вы записали в записке как покойную, жива…» Позже старец объяснил, что, когда он молился в алтаре, при произнесении имени, указанного в записке, он не увидел в числе проходящих перед ним людей упомянутую женщину.

Сколько бы записок ни было, все они прочитываются. Об этом, наверное, не стоило бы и говорить, – разве это не само собой разумеется, если бы не постоянные подозрительные вопросы наших бабушек: «Батюшка, а мою-то прочитали?»

Основную массу записок, конечно, читает не священник. У него на это просто нет времени, а помощники – чтецы и пономари, которых в алтаре бывает немало.

Закончив проскомидию, священник переворачивает просфору, из которой он вынимал частицы о здравии, и вынимает частицу за… себя самого: «Помяни, Господи, и мое недостоинство…»

Все частицы ссыпаются на дискос, к Агнцу. 
Весь мир – и живые, и усопшие, – таким образом, оказывается вовлеченным в священнодействие. Весь мир приводится церковной молитвой ко Христу. Мы кладем частицы, вынутые за конкретных людей, святых и несвятых, живых и уже отшедших в иной мир, на дискос, в центре которого лежит Частица, которой предстоит стать Телом Христовым. И позже, когда хлеб станет Хлебом – Телом Господа и Спасителя нашего, Распятого и Воскресшего, – все частицы, все, кого поминали, окажутся возле Самого Настоящего живого Христа.
А в конце Литургии все эти частицы опустят в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». 

В то время, когда в алтаре священник совершает проскомидию, перед самой Божественной литургией, чтец на клиросе, то есть, на возвышенной площадке перед алтарем читает часы. Часами называется небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв. Еще в Иерусалимском Храме, в ветхозаветные времена, четыре раза в день через равные промежутки времени Богу воссылалась молитва. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение времени жизни человеческой. В Новом Завете эта практика не исчезает, но переосмысляется и дополняется. Для нас регулярное ежедневное воспоминание о Боге связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа.

После того как дискос с Агнцем и Чаша с вином покрыты, диакон, испросив благословение священника, совершает каждение всего храма.
Начинает он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей.
Это очень интересный и древний обычай.
На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу.

Таким образом, кадильное воскурение – больше, чем жертва, чем символический дар Богу. С одной стороны, кадильный аромат свидетельствует о всепроникающем сладком присутствии Господнем в нашей жизни, с другой – это напоминание нам, христианам, какой должна быть наша жизнь. А она должна бытьжертвенной, как жертва кадильная, чистой, как чиста кадильная смола, ароматной, как ароматен фимиам. 
Еще раз вспомним радикальные слова Ап. Павла, что Бог «дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте», то есть, мир узнает через благоухание нашей жизни о Боге, и наша жизнь, наше благоухание «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Кто-то через наш пример приходит к Богу и приобщается к вечной жизни, а кто-то – бежит от Бога, прячется от благодати, делает свой выбор – жить без Бога.

- Проскомидия оканчивается.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШАЕМЫХ

Диакон: Благослови, владыко.Иерей: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Благослови, владыка!Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

lityrgiya-oglashaemih

 

Лик: Аминь. Хор: Аминь.

Ектения великая

Диакон: Миром Господу помолимся. Диакон: В мире Господу помолимся.
ekteniya-velikaya
Ектения произносится так: Диакон стоит лицом к алтарю, впереди всех, на возвышенной площадке перед царскими вратами – на амвоне. Он воздевает руку сорарем (лентой, которую носит на левом плече) и призывает к молитве. У каждого диакона – свои голосовые данные, но для диаконского служения стараются отбирать людей с выдающимися голосами. Их задача – наполнить голосом храм, подвигнуть людей на молитву, пробудить от спячки во грехах и побудить к исправлению жизни.
Лик: Господи, помилуй.О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе,или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем(высоко)преосвященнейшем митрополите (или:архиепископе или: епископе - имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О граде сем, (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй.Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй.Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Лик: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи.

Молитва первого антифона

antifonПосле произнесения мирной ектении начинается пение антифонов. 
Антифон – греческое слово, которое можно перевести как «попеременное пение». Такое название эти библейские песни получили от обычая петь стихи псалмов двумя хорами попеременно. Две строки – один хор, две следующие – другой и т.д.

Антифоны вошли в употребление в глубокой древности. Их пели христиане уже I и II веков. Церковный историк Сократ Схоластик говорит, что обычай антифонного пения ввел св. Игнатий Богоносец (живший в конце I века). Однажды Игнатий был восхищен духом на небеса и созерцал там Ангелов, воспевающих Святую Троицу противогласными (в греч. – антифонными) песнями. Св. Игнатий ввел такое «Ангельское» пение в Антиохийской Церкви, которую возглавлял, а позже такое пение распространилось и на все Церкви.

Антифоны входили в состав утренних, вечерних служб, служб, совершавшихся во время разных торжественных процессий. Люди в древности очень любили попеременно, на два хора, петь псалмы или священные гимны. 
Как они попали в начало Литургии?
Древняя Литургия начиналась с момента входа епископа (или священника) в храм, это момент нынешнего так называемого малого входа.
Верующие ждали священнослужителей у храма. Тут-то они и пели любимые антифоны. Примерно в VIII веке три антифона, в начале Литургии, были официально добавлены в чинопоследование Литургии. 
Пели их тогда иначе, нежели сейчас: пелся стих из псалма и припев, например такой: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Опять стих и припев и т.д.
Для антифонного пения перед Литургией выбирали разные псалмы. Например, в VIII веке это были 91-й, 92-й и 94-й псалмы. 

Сегодня антифоны формально остались, но они совсем не похожи на то, что услышали бы мы, попав в храм на древнее богослужение. Почему?
Мы поем другие антифоны (составленные из 102-го, 145-го псалмов и Блаженств Евангельских – Мф. 5, 3-12).
Часто в приходских храмах и даже соборах задействован один хор, который поет все стихи антифонов подряд (особенность антифонов – как раз в другом, в том, что их попеременно исполняют два хора).
Сами псалмы мы сильно сокращаем, бывает, что из псалма поется всего несколько стихов.
У нас почти пропали и припевы, которые положено петь после каждого стиха псалма. Только в первом антифоне, в самом его начале и конце, встречается этот древний припев: «Благословен еси, Господи».

Тем не менее, антифоны, даже в том виде, в котором они существуют сегодня, – важный элемент богослужения. Они вводят человека в радостную и торжественную атмосферу богослужебного праздника. Они напоминают (а мы ведь помним, что первые два антифона – это ветхозаветные псалмы), что мы связаны с сонмом подвижников всех эпох и даже дохристианского времени. И тогда, задолго до Пришествия Христова, любили Бога, надеялись на Его помощь, поддержку, ожидали, что праведники будут вознаграждены за терпение, а грешники получат по заслугам.
Присоединяясь к молитве древних псалмопевцев, мы подтверждаем, что их ожидания – не напрасны. Они уже начали осуществляться с приходом Спасителя и окончательно совершатся со Вторым славным Его Пришествием.

Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей, и сотвори с нами и молящимися с нами, богатыя милости Твоя и щедроты Твоя. Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святой храм сей, и яви нам и молящимся с нами неистощимые милости Твои и щедроты Твои.
Возглашение: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь.И поется первый антифон от певцев. Хор: Аминь.И певцы поют первый антифон.[Благословляй, душа моя, Господа:   Пс 102]
Диакон же поклонився уступает от места своего, и отшед стоит пред иконою Христовою, держа и орарь треми персты десныя руки. Диакон же, поклонившись, отходит от своего места и стоит перед иконой Спасителя, держа орарь тремя перстами правой руки.
По исполнении же антифона, пришед диакон, и став на обычном месте и поклонився, глаголет: По окончании антифона, став на обычном месте и поклонившись, диакон возглашает:
Паки и паки, миром Господу помолимся. Снова и снова в мире Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй.Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Лик: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи.

Молитва второго антифона

Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя.
Возглашение: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь. Хор: Аминь.
И поется подобне от певцев вторый антифон. И поется певцами второй антифон.[Хвали, душа моя, Господа:    Пс 145]Слава, и ныне: Единородный Сын:]
Диакон же подобне творит, якоже и в первей молитве. Диакон же поступает также, как и во время пения первого антифона.
Таже диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй.Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Лик: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй.Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи.

Молитва третьего антифона

Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. Ты, даровавший нам эти общие и согласные молитвы, и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, просимое подавать обещавший, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную даруя.
Возглашение: Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь.Зри. Зде отверзаются двери на малый вход. Хор: Аминь.Здесь открываются Царские врата на малый вход.И поем блаженныВо Царствии Твоём помяни нас, Господи:
Певаему же третиему антифону от певцев, или Блаженнам, аще есть неделя, егда приидут на Славу, священник и диакон, ставше пред святою трапезою, творят поклоны три. Таже прием священник святое Евангелие, дает диакону, и идут от десныя страны созади престола, и тако изшедше северною страною, предыдущим им лампадам, творят малый вход, и ставше на обычном месте, приклоняют оба главы, и диакону рекшу: Когда певцы, поющие третий антифон (или, в воскресенье, блаженны), доходят до слов »Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:», священник с диаконом трижды кланяются пред святым престолом. Затем, священник, взяв св. Евангелие, дает его диакону и оба идут от престола направо, обходя его сзади. И так, выйдя северными вратами, предшествуемые свещеносцами со светильниками, совершают малый вход. И, став на обычном месте, преклоняют оба главы; диакон произносит:
Господу помолимся.Лик: Господи, помилуй.Глаголет священник молитву входа тайно. [Диакон:] Господу помолимся.Хор: Господи, помилуй.Священник же молитву входа:
molitva-vhodaВо время пения третьего антифона царские врата отворяются… Отверзается словно само Небо!

Молитва входа

Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам, и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Владыка, Господи Боже наш, установивший на небесах полки и воинства Ангелов и Архангелов для служения Твоей Славе! Сделай, чтобы со входом нашим совершился вход святых Ангелов, с нами служащих и славословящих Твою благость. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Молитве же скончавшейся, глаголет диакон ко священнику, показуяй к востоку десницею, держа вкупе и орарь треми персты: По окончании же молитвы, диакон, указывая к востоку правой рукой с орарем, говорит обращаясь к священнику:
Благослови, владыко, святый вход. Благослови, владыка, святой вход!
Священник благословляя, глаголет:Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник, благословляя, произносит:Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Посем диакон подает Евангелие священнику, и целует священник Евангелие. Исполньшуся же конечному тропарю, входит диакон посреде, и став пред иереем, возвышает мало руце и показуя святое Евангелие, глаголет велегласно: Затем диакон подает священнику для целования св. Евангелие. По окончании последнего тропаря, диакон, став впереди священника в Царских вратах, возвышает св. Евангелие и, показывая его [народу] возглашает громогласно:
vhod-s-evangelie
Премудрость, прости. Премудрость! Станем благоговейно!
Таже сотворив поклонение, входит во святый олтарь диакон и созади его священник. И диакон убо полагает святое Евангелие на святей трапезе. Певцы же поют: И, сотворив поклон, входит в св. алтарь, а за ним и священник. Диакон кладет св. Евангелие на св. престол, певцы же поют:

Входное

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа. Единожды. Хор: Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси, Сын Божий, дивный во святых, нас, поющих Тебе: Аллилуиа.
Аще же неделя: Воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа. Единожды. В воскресенье: Спаси, Сын Божий, Воскресший из мертвых:
Таже обычныя тропари. Священник же глаголет молитву сию: Затем [хор поет] тропари [и кондаки] по уставу, священник же читает следующую молитву:

Молитва перед пением Трисвятого

Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый, иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию, и всяким Твоим дарованием украсивый, даяй просящему премудрость и разум, и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние, сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою святаго Твоего жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити. Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь, и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение вольное же и невольное, освяти наша души и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Боже святой, во святых почивающий, Трисвятым возглашением Серафимами воспеваемый и Херувимами славословимый, и от всех небесных Сил принимающий поклонение! Ты, из небытия в бытие приведший все, создавший человека по образу Своему и по подобию и всеми Твоими дарами его украсивший, дающий просящему премудрость и разум, и не презирающий согрешающего, но установивший покаяние во спасение. Ты удостоил нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, и в этот час стать пред славою святого Твоего жертвенника и подобающее Тебе поклонение и славословие приносить. Сам, Владыка, прими и из уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас во благости Твоей, прости нам всякое согрешение как вольное, так и невольное, освяти наши души и тела, и дай нам с благоговением служить Тебе во все дни жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.
Молитва на этом не заканчивается, потому что ее последние слова будут произнесены во всеуслышание. И даст сигнал к этим словам диакон.

trisvyatoeВот диакон берет благословение и выходит на амвон. Диакон дает сигнал священнику закончить прочитанную тайно молитву Трисвятого пения

Егда же певцы приидут в последний тропарь, глаголет диакон ко иерею, приклонь вкупе главу и орарь в руце держа треми персты: Когда певцы начнут заключительный кондак, диакон, склонив голову и держа как обычно орарь, говорит, обращаясь к священнику:
Благослови, владыко, время Трисвятаго. Благослови, владыка, время пения Трисвятого.
Иерей же, знаменуя его, глаголет: Священник же, осеняя его крестным знамением, произносит:
Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда.
Скончавшуся же тропарю, приходит диакон близ святых дверей, и наводя орарем, первее убо ко иконе Христове глаголет: По окончании последнего кондака диакон выходит из Царских врат и, сперва показывая орарем на икону Христа, возглашает:
Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны. Господи, спаси благочестивых и услышь нас.
Лик: Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны. Хор: Господи, спаси благочестивых и услышь нас.
Таже наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно: Также обводит орарем стоящих во храме, возглашая к ним громогласно:
И во веки веков.Лик: Аминь. И во веки веков.Хор: Аминь.
…Несколько слов об этой части богослужения.
Диаконское возглашение «Господи, спаси благочестивыя…» часто комментируют как молитву о всех благочестивых христианах.
Но интересно, что первоначально это диаконское возглашение адресовалось… византийскому императору. Он и его семья, преимущественно, назывались «благочестивыми». Появившись в Византии, это возглашение перешло оттуда в торжественную русскую службу. 
Мы говорим торжественную, потому что до революции этот возглас произносился только при архиерейских службах или когда священник служил с диаконом. Если священник служил без диакона (а до 1917 года это была более распространенная практика, нежели сегодня), он эти слова не произносил. Незадолго до революции некоторые литургисты настаивали на том, что, если священник служит один, он все равно должен возглашать Господи, спаси благочестивыя.
После большевистской революции эти слова, намекающие на монарха, из чина Литургии исчезли. И были вновь внесены в чинопоследование уже лишь в 1990-е годы. Сегодня их предписывается произносить за каждым богослужением в любом случае: служит ли священник с диаконом или же без диакона. И понимают их сегодня иначе, не «монархично», а как торжественное чествование благочестивых христиан.
Таким образом, древний торжественный возглас был переосмыслен в соответствии с изменившейся ситуацией.На фотографии: служение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Диаконский возглас произносит митрополичий протодиакон.

Трисвятое

Певаему же Трисвятому, глаголют и сами, иерей же и диакон, Трисвятое, творяще вкупе и поклоны три пред святою трапезою. Во время пения священник и диакон и сами читают Трисвятое, совершая и три поклона перед св. престолом.
Трисвятое пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – было внесено в Литургию по указу Константинопольского Патриарха Прокла в середине V века.
Как объясняет историю его происхождения монах Иов (VI век), текст Трисвятогосоставлен из библейского ангельского восклицания «Свят, Свят, Свят…» (Ис. 6, 3) и из 3-го стиха псалма 41-го: «…к Богу, Крепкому, Живому». Последнее слово – живой (в греч. ксон), заменили на более звучное и выразительное – бессмертный(греч. афанатос).
Первоначально Трисвятое было припевом к псалмам, которые пели во время крестных ходов. Молебное шествие, популярное в древности, совершалось из одного храма в другой в дни праздников или во времена бедствий. Народ в это время пел псалмы и после каждого стиха псалма трижды исполнял какой-нибудь тропарь (как сегодня, на Пасху, мы многократно поем «Христос воскресе из мертвых…»). Любимым припевом древних христиан было Трисвятое. Крестный ход подходил к храму к началу Литургии, верующие ждали прибытия епископа (а может быть, и царя) и с пением Трисвятого заходили в храм. Впереди всех входил епископ, преподавал верующим, заходящим вслед, благословение и начинал Литургию. (Выше мы говорили, что Литургия начиналась с малого входа).
И сегодня, когда служит епископ, он первый раз заходит в алтарь именно во время пения Трисвятого, преподает всем благословение и с этого времени остается в алтаре.
Как мы уже сказали, пока хор поет Трисвятое, священник и диакон также его, вполголоса, читают и отходят на Горнее место. Грядет важная часть Литургии – чтение Священного Писания.
Таже глаголет диакон ко иерею:Повели, владыко. Затем диакон обращается к священнику:Повели, владыка.
И отходят к Горнему месту; и священник отходя глаголет: И отходят к горнему месту. Священник при этом произносит:
Благословен Грядый во имя Господне. Благословен грядущий во имя Господне.
Диакон: Благослови, владыко, Горний престол. Диакон: Благослови, владыка, горнее место.
Иерей же: Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, Седяй на Херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник же, [благословляя горнее место]:Благословен Ты на престоле Славы Царства Твоего, восседающий на Херувимах, всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Зри. (Ведательно, яко священнику не подобает на Горнее место восходити, ниже седети на нем, но седети во стране Горняго престола, из южныя страны.) [Да будет известно, что священнику не подобает восходить на горнее мест или сидеть на нем, но садиться с южной стороны от него.]
По исполнении Трисвятаго, пришед пред святыя двери, диакон глаголет: Вонмем. По окончании Трисвятого диакон, подойдя к Царским вратам, возглашает: Будем внимать!
Иерей же возглашает: Мир всем.И чтец глаголет: И духови твоему.И паки диакон: Премудрость. Священник же возглашает: Мир всем!И чтец отвечает: И духу твоему.Диакон: Премудрость!
И чтец: прокимен, псалом Давидов. И чтец: Прокимен, (псалом Давидов,) глас [такой-то].
Далее чтец возглашает прокимен, а диакон начинает каждение алтаря.Чтению Апостола и Евангелия предшествуют краткие торжественные возгласы –прокимны (прокимен по-гречески значит «то, что поставлено перед чем-то, предшествует чему-либо»).Прокимны остались с тех древних времен, когда первым на Литургии читался отрывок из Ветхого Завета. Древний прокимен представлял собой псалом, который пели между двумя первыми чтениями (ветхозаветным и апостольским). 
Исполняли этот прокимен так: Чтец возглашал первый стих псалма, хор повторял за ним. Затем чтец читал весь псалом до конца, и после каждого стиха хор припевал первый стих.
Так было на протяжении многих веков, и только впоследствии псалом сократили до двух строчек, как сегодня.
Посем диакон: Премудрость.И чтец надписание Апостола: Деяний святых Апостол чтение. Или: Соборнаго послания Иаковля, илиПетрова чтение. Или: К Римляном, или к Коринфяном, или к Галатом послания святаго Апостола Павла чтение. Диакон: Премудрость!И чтец надписание Апостола: Деяний святых Апостолов чтение; или: Соборного послания Иаковаили: Петра чтение; или: К римлянам, или: К коринфянам, или: к Галатам послания святого Апостола Павла чтение.
И паки диакон: Вонмем.Апостолу же чтому, диакон, прием кадильницу и фимиам, приходит ко священнику, и прием благословение от него, кадит святую трапезу окрест, и олтарь весь, и священника. Диакон: Будем внимать!Во время чтения Апостола диакон, взяв кадило и ладан, подходит к священнику и, получив благословение, кадит св. престол вокруг, и весь алтарь, и священника.
Апостолу же исполньшуся, глаголет священник:Мир ти.И чтец: И духови твоему.Диакон: Премудрость. По окончании чтения Апостола говорит священник:[Священник:] Мир тебе!Чтец: И духу твоему.Диакон: Премудрость!
И чтец: Аллилуиа. Чтец: Аллилуиа, [глас такой-то.И поется Аллилуиа три раза по трижды, со стихами аллилуиария.]
Священник же стоя пред святою трапезою, глаголет молитву сию. Священник же, стоя перед св. престолом читает следующую молитву:

Молитва перед чтением Евангелия

Возсияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи, во Евангельских Твоих проповеданий разумение. Вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, мысля и то совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Диакон же, кадило отложив на обычное место, приходит ко священнику, и подклонив ему главу свою, держа орарь крайними персты и указуя на святое Евангелие, глаголет: Диакон же, отдав кадило, подходит к священнику, и склонив пред ним главу, указывает орарем на святое Евангелие и говорит:
Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста, (имярек). Благослови, владыка, благовестителя святого Апостола и Евангелиста [имя].
Священник, знаменуя его, глаголет:Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста, (имярек), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Священник, осеняя его крестным знамением, произносит:Бог, по ходатайствам святого, славного, (всехвального) Апостола и Евангелиста [имя], да даст тебе, благовествующему, слово с силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.
И подает ему святое Евангелие.Диакон же рек: Аминь, и поклонився святому Евангелию, приемлет е, и изшед святыми дверьми, предходящим ему лампадам, приходит и стоит на амвоне, или на учиненном месте. Иерей же, стоя пред святою трапезою и зря к западу, возглашает: И подает ему святое Евангелие.Диакон же, сказав: Аминь, и поклонившись святому Евангелию, берет его, и выйдя Царскими вратами, предшествуемый свещеносцами со светильниками, проходит и становится на амвоне, или на назначенном месте. Священник же, стоя за святым престолом лицом к западу, возглашает:
Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.
Таже: Мир всем.Людие: И духови твоему.Диакон: От имярек святаго Евангелия чтение.Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Также: Мир всем!Хор: И духу твоему.Диакон: От [имя] святого Евангелия чтение.Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Священник: Вонмем.Аще же суть два диакона, то един да глаголет: Премудрость, прости. Священник: Будем внимать!Если же диаконов двое, то один из них да возглашает: Премудрость. Станем благоговейно.
Таже и: Вонмем.И исполнившуся Евангелию, глаголет священник: Также и: Будем внимать!И по окончании чтения Евангелия говорит священник:
Мир ти, благовествующему.Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Мир тебе, благовествующему.Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
И отшед диакон даже до святых дверий, отдает святое Евангелие священнику и затворяются паки святыя двери. Диакон, став на обычном месте, начинает сице:

Ектения сугубая

Диакон остается на амвоне для произнесения сугубой ектении, а священники мысленно молятся вместе с ним. 

Мы привыкли, что во время Литургии диаконы несколько раз призывают народ к молитве, и все их призывы называем ектениями. Но у греков, только эта протяжная молитва, названная нами сугубой, и называется ектенией. Все остальные носят именование диаконик, то есть диаконских молений.
Греческое ектения (от прилагательного усердный, настойчивый) означает усердное моление.
Именно эта ектения появилась в чине Литургии к VIII веку. Ее особенность в том, что прошения обращены непосредственно к Богу, а не являются призывом помолиться, обращенным к народу. В древнейшей ектении было всего три прошения, потом к ним добавились другие. Прошений могло быть очень много, они различались в зависимости от конкретных нужд общины. И сегодня в дни народных торжеств или бедствий именно в эту ектению положено добавлять прошения, относящиеся к происходящим событиям.

После третьего прошения (в первоначальном варианте, как уже говорилось, –последнего), слов, заимствованных из 50-го псалма – «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…», – хор пел 12 или 9 раз Господи, помилуй. Именно эта множественность повторения слов Господи, помилуй дала диаконскому молению имя ектения.

Особенность этой ектении еще и в том, что она, появившись в чинопоследовании Литургии, впервые давала возможность оглашенным (еще некрещеным) молиться вместе с верными. Раньше после Священных чтений некрещеных просили из храма удалиться. Начиная с VIII века, с появлением этой ектении, оглашенные могли, оставаясь в храме, молиться со всеми христианами о нуждах Церкви и отдельных братьев и сестер.
Сегодняшний состав прошений ектении сформировался (с незначительными изменениями) к XV веку.

sygybaya-ekteniyaВо время этой ектении мы поминаем и тех верующих, о ком просили помолиться особенно, то есть читаем записки, поданные «на ектению». Часть записок предстоятель передает диакону, остальные записки священники поминают сами.

Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.
Лик: Господи, помилуй.Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй.Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Лик: Господи, помилуй.Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй.Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе,или епископе) (имярек), и о всей во Христе братии нашей. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем(высоко)преосвященнейшем митрополите (или:архиепископе или: епископе - имя), и о всём во Христе братстве нашем.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о братьях наших священниках, священномонахах, [священнодиаконах и монахах], и о всем во Христе братстве нашем.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о блаженных и всегда поминаемых создателях святого храма сего (или: святой обители сей), и о всех прежде почивших отцах и братьях наших, здесь и повсюду лежащих, православных.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии {и прихожан} святого храма сего (или: святой обители сей).
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о приносящих пожертвования и творящих доброе во святом и всесвященном храме сем, о в нем трудящихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебя великой и богатой милости.
Лик: Господи, помилуй, трижды. Хор: Господи, помилуй. (3)

Молитва усердного моления

Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости. Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости.
Возглашение: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает: Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь. Аще же будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению сию: Хор: Аминь. Если будет приношение о усопших, диакон или священник произносит следующую ектению:

 

Заупокойная ектения

После сугубой ектении диакон, с кадилом в руках, произносит заупокойную ектению. 
Сегодня сложно представить себе Литургию без заупокойной ектении, хотя вошла она в состав Литургии лишь в XV веке. Эта ектения была взята из чинопоследования поминовения усопших. В Родительские субботы на Литургии произносилась лишь одна ектения – сугубая ектения заменялась заупокойной. Но в последние столетия за богослужением стали произносить обе ектении, опуская заупокойную только в большие праздники. 
Строго говоря, эту ектению нельзя произносить в воскресный день, так как в воскресенье вслух не поминают усопших. Но по снисхождению к тем верующим, которые только в воскресенье могут прийти в храм (а сегодня это большинство наших прихожан), в России эту ектению возглашают и в воскресенье. Опускают ее только в дни больших праздников. Но некоторые благочестивые старушки и этим недовольны и даже в день Пасхи спрашивают батюшек: «А чёй-то о покойничках не помолились?»

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Хор: Господи, помилуй. (3)Ещё молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена), и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Хор: Господи, помилуй. (3)Дабы Господь Бог водворил души их там, где праведные упокоеваются.
Лик: Господи, помилуй, трижды.Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Хор: Господи, помилуй. (3)Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.
Лик: Подай, Господи.Диакон: Господу помолимся.Лик: Господи, помилуй. Хор: Подай, Господи.Диакон: Господу помолимся!Хор: Господи, помилуй.

Молитва об усопших

Священник: Боже духов, и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот мiру Твоему даровавый: Сам, Господи, покой души усопших раб Твоих, (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Священник: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ведь только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина.
Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь. Хор: Аминь.

Ектения об оглашаемых

Оглашенными в древности назывались люди готовящиеся принять крещение. Они изучали основы веры, молились, посещали богослужения. Но что-то в христианской жизни было для них недоступно. Что? Конечно, Причащение. А, кроме того, и молитва за самой священной частью Литургии, когда призывается Дух Святой. Эта часть Литургии и называлась Литургией верных – то есть крещеных – людей.

Эти молитвы имеют отношение именно к оглашенным. Часто приходится наблюдать, как при возгласе диакона: «Оглашении, главы ваша Господеви приклоните» стоящие в храме верные наклоняют головы. Может быть, для смирения это и хорошо, но с точки зрения богослужения – бессмысленно.

Таже диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Диакон: Помолитесь, оглашаемые, Господу!
Лик: Господи, помилуй.Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Хор: Господи, помилуй.Верные, об оглашаемых помолимся, чтобы Господь помиловал их.
Лик: Господи, помилуй.Огласит их словом истины. Хор: Господи, помилуй.Огласил их словом истины.
Лик: Господи, помилуй.Открыет им Евангелие правды. Хор: Господи, помилуй.Открыл им Евангелие правды.
Лик: Господи, помилуй.Соединит их святей Своей соборней и апостольстей Церкви. Хор: Господи, помилуй.Соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью.
Лик: Господи, помилуй.Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй.Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Лик: Господи, помилуй.Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Хор: Господи, помилуй.Оглашаемые, главы ваши пред Господом преклоните!
Лик: Тебе, Господи. Хор: Тебе, Господи.

Молитва об оглашаемых

Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй, иже спасение роду человеческому низпославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе Своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и сопричти их избранному Твоему стаду. Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду.
Возглашение: Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Дабы и они с нами славили всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, всегда и во веки веков.
Лик: Аминь.И простирает антиминс священник. Хор: Аминь.И раскрывает антиминс священник.
Далее идет призыв диакона:Елицы оглашении, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашении, изыдите! Да никто от оглашенных, елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся. После этого диакон произносит ектении о верных, то есть о членах Церкви.
Священники, не сходя со своих мест, у престола, молятся специальными, тайными молитвами.– Я вот хотел спросить, имеет ли смысл сохранять ектении, если сегодня такого понятия, как оглашение, нет. Сегодня, как известно, чтобы креститься, достаточно прийти с полотенцем в положенное время в храм, внести некоторое пожертвование в свечную лавку, купить крестик, несколько свечей…
– Как ни горько мне это слышать, но это так… Сейчас в храмах, за редким исключением, нет оглашения, то есть наставления вере. А ведь в Литургии каждое слово, каждый жест «на своем месте»; в ней нет ничего пустого, лишенного содержания, здесь человек не упражняется в словесной эквилибристике, а, отдавая себе отчет за каждое слово, беседует с Богом. И вот тут эта, сегодня лишенная смысла, ектения…Тем не менее, мне кажется, что ектении об оглашенных должны присутствовать в чине Литургии. 
Во-первых, наличие этих ектений не дает успокоиться тем, кто считает, что с подготовкой к крещению у нас сегодня все в порядке. Эти ектении побуждают священнослужителей вводить катехизацию, огласительные беседы, как-то готовить людей к крещению.
Во-вторых, в некоторых храмах система оглашения, чем-то напоминающая древнюю, постепенно вводится. Таких храмов, в которых от пришедшего креститься требуют посещения нескольких занятий, выучивания основных молитв, год от года становится все больше.
В-третьих, пусть оглашенных в понимании Древней Церкви сейчас нет, но это не значит, что нет людей, желающих креститься, но по каким-то причинам еще не собравшихся с духом, чтобы переступить порог храма. Немало людей колеблется, предубеждение к Церкви, воспитанное советской системой, еще в них сильно. Немало людей, которых мы, верующие, оттолкнули от христианства своей жизнью. Наконец, много и тех, кто имеет о Церкви превратное мнение, считает, что вера вредит человеку, порабощает его, делает слабым и проч… 
Разве все эти люди не нуждаются в том, чтобы о них помолились? Может быть, как раз и делать это во время молитв за оглашенных? …Итак, Оглашении, изыдите – и в храме остаются елицы вернии, то есть только крещеные (во всяком случае, так должно быть).Священник в это же время начинает молиться словами тайных молитв о верных: Благодарим Тебя, Господи, Боже небесных сил, сподобивший нас предстать перед святым Твоим жертвенником и припасть к доброте Твоей, прося прощения наших грехов и грехов всех верующих в Тебя. Приими, Боже, молитву нашу, соделай нас достойными приносить Тебе молитвы и просьбы и Саму Евхаристическую Жертву о всех людях Твоих. И укрепи нас, которых Ты поставил на это служение, в силе Духа Святого, неосужденно, непреткновенно, с чистой нашей совестью, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте. Да будешь Ты, внимая нам, милостив к нам, по великой Твоей благости. (Рус.Громко.: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. 

Аудио запись этой лекции:

 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.


Все лекции православного интернет курса по предмету «ЛИТУРГИКА» Вы найдете по этой ссылке.

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Источник: пресс волл аренда в спб на сайте weddingzona.ru