ЛИТУРГИКА

Православные курсы. Литургика. Бежественная Литургия: Часы. Проскомидия.

Лекция №5 

Предмет: ЛИТУРГИКА 

Лектор: Отец Сергий Бережной

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Предыдущая лекция №4 по этой ссылке.

ТЕМА: Часы.

Часы – христианские общественные богослужения, освещающие определенное время суток.

Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

1 Час – соответствует 7.00 утра. Освящает молитвой наступающий день.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, (первосвященника).

Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершении всенощного бдения, после утрени;

3 Час – соответствует 9.00 утра. Вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Обычно третий и шестой часы совершаются непосредственно перед литургией

6 Час – соответствует 12.00. Вспоминается распятие Иисуса Христа.

9 Час – соответствует 15.00. Вспоминается крестная смерть Иисуса Христа.

Девятый час по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

Есть еще Часы:

  • -  Пасхальные – прославление Воскресшего Спасителя. Читаются в светлую седмицу, вместо утренних и вечерних молитв.
  • -  Великопостные – на них читаются дополнительные кафизмы. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.
  • - Изобразительные – последовательность молитвословий, которые читаются когда нет Божественной литургии и в пост по будним.
  • - Великие (царские) Часы — Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими.

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Терминология:

Икос (кондак) – (икос «дом») это церковное песнопение содержащее прославление святого или празднуемого события.

Роман Сладкопевец (V в.) – больше всех потрудился над икосами и кондаками.

Ипакои – (греч. «прислушиваться», «откликаться») песнопение в виде припева, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христово или событиям праздников.

Читаются на утренней после малой ектении.

Катовасия – («схождение») название ирмоса, который поется в окончании песен канона.

Ирмос – косвенно описывает праздник (более шире раскрывает, чем кондак). Связующее звено между песнями канона.

Кондак – раскрывает внутреннюю сторону праздника.

Тропарь – раскрывает внешнюю сторону праздника.

Степенные антифоны – песнопения, которые напоминают нам песнь восхождения.

Непорочные – понятия православной гимнографии, которые опираются на 118 псалом.

Стихира – («многостишие») богослужебное песнопение, написанное в стихотворной форме.

Стихира на стиховне – выдержки из НЗ и ВЗ (посвящены празднику).

Антифоны – попеременное пение псалмов и других молитвословий: бывают вседневные и праздничные.

Светилен – богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона, воспевают Бога как Свет и Подателя Света.

Прокимин – стих из Псалтыря. Предваряет чтение Святого Писания.

В основном составители этих песнопений И.Дамаский и Роман Сладкопевец.

ТЕМА: Божественная Литургия (Иоанна Златоуста).

Литургия – «общее дело»- Божественная Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»).

Литургия состоит из:

1.Проскомидии.

Во время которой, приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

2.Литургия оглашенных.

Которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

3.Литургия верных.

Которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся…» и кончается отпустом.
«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви» (свящ. М. Браверман). 
Наиболее важный момент в Литургии – Евхаристический канон. Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами»..

4.Окончание Божественной Литургии.

Завершает круг Богослужений причащение.

Последовательность Божественной Литургии.

  • - Начинается с входных молитв – священник испрашивает у Бога благословение на совершение богослужения Божественной Литургии.

Проскомидия совершается на часах.

  • - После входных молитв священник заходит в алтарь и облачается во все одежды. Каждой части облачения соответствует своя молитва.
  • - Священник подходит к жертвеннику. На нем стоят:

Православные курсы, проскомидия.

Просфоры (5шт) или 1-на греческая

Дискос – (греч. «блюдо, тарелка») – небольшое блюдо на особой подставке, на которое во время литургии полагаются св. Агнец и частицы просфор, вынутые на проскомидии.

В духовном смысле знаменует и ясли, в которые положен был Иисус Христос при рождении, и пещерный гроб, в котором было положено Его тело после снятия со Креста.

Звездица – крестообразный элемент, который ставится над агнцем. Символизирует ту Вифлиемскую звезду, которая стала над пещерой, а второе значение – печать, которой был запечатан гроб спасителя.

Копие – обоюдоострый нож с коротким треугольным лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символ копья, которым был пробит Спаситель на кресте.

Лжица (от греч. клещи) – специальная небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, которой совершается причащение мирян и церковнослужителей.

Греческое название лжицы напоминает те клещи, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6:6).

Покровцы – пелены повивальные, а так же одновременно и погребальные пелена.

В Русской Православной Церкви Божественная литургия совершается на пяти просфорах:

Православные курсы, проскомидия.

1. Агничная.

Именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым.

Агнец положен на дискос. Вырезание (или, по-славянски, изъятие) из просфоры Агнца символически означает Рождение Христа.

2. Богородичная.

Затем из небольших просфор мы вынимаем частицы в память Богоматери и святых.

Конечно, за Божию Матерь и святых мы не молимся, молимся лишь за простых людей. В таком случае, зачем вынимать частицы в их память? А делается это потому, что Литургия – Таинство, объемлющее и землю, и небо. И наше поминание святых означает приглашение им участвовать в сей великолепной и духоносной службе! 

3.Девятичинная.

По образу 9-ти чинов ангельских.

4.За здравных.

О здравии предстоятелей, стране и ее Боголюбивом народе.

5.Об упокоении.

Поминаются иерархи и создатели храма.

- Проскомидия и часы начинаются возгласом: Благословен Бог Наш…

ПРОСКОМИДИЯ

Входные молитвы

Хотяй священник Божественное совершати Тайнодействие, должен есть первее убо примирен быти со всеми и не имети что на кого, и сердце же, елика сила, от лукавых блюсти помыслов, воздержатися же с вечера и трезвитися даже до времене священнодействия. Времени же наставшу, входит во храм и соединився со диаконом, творят вкупе к востоку пред святыми дверьми поклонения три. Священник, готовясь совершить Божественное тайнодействие, должен быть, во-первых, в мире со всеми и ничего не иметь против кого-либо, а сердце, насколько возможно, хранить от лукавых помыслов и с вечера соблюдать воздержание и трезвение до времени священнодействия. В положенное время входит он во храм и вместе с диаконом совершает три поклона к востоку перед святыми вратами.
Таже глаголет диакон: Благослови, владыко. Затем возглашает диакон: Благослови, владыка.
Священник: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Начинает глаголати диакон:Аминь. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Диакон начинает читать начальные молитвы:Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. трижды. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне:Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.
Таже глаголют:Помилуй нас, Господи, помилуй нас; / всякаго бо ответа недоумеюще, / сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим: / помилуй нас. Затем [диакон] читает:Тропари, глас 6Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя себе никакого оправдания, молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, / на Тя бо уповахом; / не прогневайся на ны зело, / ниже помяни беззаконий наших, / но призри и ныне яко благоутробен, / и избави ны от враг наших; / Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, / вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Слава: Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших: но воззри ныне, как Милосердный и избавь нас от врагов наших. Ибо Ты – Бог наш и мы – Твой народ, все мы дело рук Твоих и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородице, / надеющиися на Тя да не погибнем, / но да избавимся Тобою от бед: / Ты бо еси спасение рода христианскаго. И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, но избавились молитвами Твоими от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.
Таже отходят ко иконе Христове и целуют ю, глаголюще:Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мiр. Затем подходят к иконе Христа, целуя ее со словами:Пречистому образу Твоему покланяемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно Ты благоволил взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил всё, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Таже целуют и икону Богородицы, глаголюще тропарь:Милосердия сущи источник, / милости сподоби нас Богородице, / призри на люди согрешившия, / яви яко присно силу Твою: / на Тя бо уповающе, радуйся вопием Ти, / якоже иногда Гавриил безплотных архистратиг. Также целуют и икону Богородицы, читая тропарь:Милосердия источник, удостой нас сострадания, Богородица; взгляни на людей согрешивших, яви как всегда силу Твою, ибо, надеясь на Тебя мы взываем Тебе: «Радуйся», как некогда Гавриил, начальник воинств бесплотных.
Таже, приклонь главу, иерей глаголет: Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному престолу Твоему, и безкровное священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков, аминь. Затем, приклонив главу, священник говорит: Господи, ниспошли руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня на предстоящее служение Тебе, чтобы я, не подвергаясь осуждению, предстал страшному престолу Твоему и бескровное священнодействие совершил. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь.{Также, по обычаю: Ослабь, отпусти, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец.}
Таже творят и к ликом поклоны по единому, и тако отходят в жертвенник, глаголюще: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас. И кланяются [друг другу,] клиросам [и народу, испрашивая прощения. ] И входят в алтарь, читая [псалом]: Войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоем. Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали. Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, как оружием благоволением Ты оградил нас.
Вшедше же во святилище, творят поклоны три пред святою трапезою, и целуют святое Евангелие и святую трапезу. Войдя же во святилище, совершают три поклона перед святым престолом, и целуют святое Евангелие и святой престол.

Священник целует священные предметы в знак почитания, которые будут использоваться на литургии.

Облачение

Таже приемлют в руки своя кийждо стихарь свой, и творят поклоны три к востоку, глаголюще в себе кийждо: Затем каждый берет свой стихарь, и совершают три поклона к востоку, говоря в себе:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня. (3)
Таже приходит ко священнику диакон, держа в десной руце стихарь со орарем, и подклонив ему главу, глаголет: Затем диакон подходит к священнику, держа в правой руке стихарь со орарем, и склонив пред ним главу, говорит:
Благослови, владыко, стихарь со орарем. Благослови, владыка, стихарь с орарем.
Священник глаголет:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник возглашает:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Таже отходит диакон во едину страну святилища, и облачится в стихарь, моляся сице: И диакон, отойдя в сторону, облачается в стихарь, молясь так:
Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою. Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом.
И орарь убо целовав, налагает на левое рамо. Нарукавницы же налагая на руки, на десную убо, глаголет: И, поцеловав орарь, возлагает его на левое плечо. Надевая же нарукавник на правую руку, произносит:
Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. Десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников.
На левую же, глаголет:Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. Вразуми мя и научуся заповедем Твоим. На левую же:Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
Таже отшед в предложение, уготовляет священная. Святый убо дискос поставляет о шуюю страну, потир же, еже есть святую чашу, одесную, и прочая с ними. И отойдя к жертвеннику, приготовляет священные сосуды. Святой дискос ставит с левой стороны, а потир, то есть святую чашу, справа, и прочее с ними.
Священник же сице облачится: прием стихарь в левую руку, и поклонився трижды к востоку, якоже речеся, назнаменует, глаголя: Священник же так облачается: взяв свой стихарь [подризник] в левую руку и поклонившись трижды к востоку, как сказано, со словами:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Таже облачится, глаголя: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою. И облачается со словами: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом.
Таже прием епитрахиль и назнаменав, облагается ею, глаголя:Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко мvро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его. Затем, взяв епитрахиль и осенив ее крестом, возлагает на себя со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его.
Таже прием пояс и опоясуяся, глаголет: Благословен Бог, препоясуяй мя силою и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Затем, взяв пояс, опоясывается со словами:Благословен Бог, опоясывающий меня силою и непорочным соделал Он путь мой; укрепляет ноги мои как у оленя, и на высотах ставит меня.
Нарукавницы же, яко выше речеся, налагая на руки, на десную убо, глаголет: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. Десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты. На нарукавники же – как выше сказано. На правую руку:Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников.
На левую же, глаголет: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. Вразуми мя и научуся заповедем Твоим. На левую руку: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.
Таже прием набедренник, аще имать, и благословив и, и целовав, глаголет: Затем, взяв набедренник, если его имеет, и благословив его, и поцеловав, произносит:
Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный, в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Таже прием фелонь и благословив, целует глаголя сице:Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Таже отшедше в предложение, умывают руки, глаголюще: Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки со словами:
Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи. Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих. Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей. Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою, у которых в руках — беззакония, десница их полна неправедной мзды. Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня. Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.

Проскомидия

Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3)
И: Искупил ны еси от клятвы законныя / честною Твоею Кровию, / на Кресте пригвоздився и копием прободся, / безсмертие источил еси человеком, / Спасе наш, слава Тебе. [Целуют священные сосуды, произнося тропарь]:Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: / ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, / Ты людям источил бессмертие. / Спаситель наш, слава Тебе!
Таже глаголет диакон: Благослови, владыко.И начинает священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем диакон возглашает: Благослови, владыка.И начинает священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.Таже приемлет священник левою убо рукою просфору, десною же святое копие, и знаменуя им трижды верху печати просфоры, глаголет: Диакон: Аминь.И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами:

Православные курсы, литургика

 

В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. трижды. В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3)
И абие водружает копие в десную страну печати, и глаголет режя: Яко овча на заколение ведеся. И надрезает копием правую сторону печати со словами:Как овца на заклание Он был приведен.
В левую же: И яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. [Надрезая] левую [сторону печати]: И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
В горнюю же страну печати: Во смирении Его суд Его взятся. [Надрезая] верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано.
В долнюю же страну: Род же Его кто исповесть. [Надрезая] нижнюю сторону [печати]: Но род Его кто изъяснит?
Диакон же, взирая благоговейно на сицевое таинство, глаголет на едином коемждо резании: Господу помолимся, держа и орарь в руце. Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся,держа и орарь в руке.
По сих глаголет: Возми, владыко.Священник же, вложив святое копие от косвенныя десныя страны просфоры, взимает Святый Хлеб, глаголя сице: Затем возглашает: Подними, владыка.Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря:
Яко вземлется от земли живот Его.И положив и взнак на святем дискосе, рекшу диакону:Пожри, владыко. Ибо отторгается от земли жизнь Его.И, положив его на святой дискос печатью вниз, после слов диакона: Заколи, владыка.
Жрет его крестовидно, сице глаголя: Жрется Агнец Божий, вземляй грех мiра, за мiрский живот и спасение. Надрезает его крестообразно со словами: Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение.
И обращает горе другую страну, имущую крест. Диакон глаголет: Прободи, владыко. И обращает его печатью вверх. Диакон же возглашает:Пронзи, владыка.
Священник же, прободая и в десную страну копием, глаголет: Священник, пронзая копьем правую сторону [агнца], произносит:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его. Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.
Диакон же, прием вино и воду, глаголет ко священнику:Благослови, владыко, святое соединение.Иерей благословляет соединение: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон же, взяв вино и воду, обращается ко священнику:Благослови, владыка, святое соединение.Священник: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
И взем над ними благословение, вливает во святый потир от вина вкупе и воды. И, приняв благословение, диакон вливает в святой потир вино с водой:
Православные курсы, Бежественная Литургия
Священник, прием в руце вторую просфору, глаголет:В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. Священник, взяв вторую просфору, произносит:В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по ходатайствам Которой прими, Господи, эту жертву на превысший небес Твой жертвенник.
Литургика, Бежественная Литургия, проскомидия
И взем частицу, полагает ю одесную Святаго Хлеба, близ среды его, глаголя: И, изъяв частицу, помещает ее справа от святого хлеба, близ середины его, говоря:
Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна. Предстала Царица справа от Тебя в одежду златотканную облаченная, изукрашенная.
Таже прием третию просфору, глаголет:Честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.[Греч.: В честь и память величайших военачальников Михаила и Гавриила и всех небесных Сил Бесплотных.]
И взем первую частицу, полагает ю о шуюю страну Святаго Хлеба, творя начало перваго чина. И, изъяв первую частицу, помещает ее слева от святого Хлеба, начиная первый ряд.
Таже глаголет:Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков:]
И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно.Таже паки глаголет:Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку.Затем продолжает:Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов.
И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд.
Таже глаголет:Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит:Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей.
И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд.
Таже паки глаголет:Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает:Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.
И взем пятую частицу, полагает ю доле первыя, сущия началом втораго чина. И, взяв пятую частицу, помещает ее ниже первой во втором ряду.
Таже глаголет:Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго и всех преподобных отец. И преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей. И продолжает:Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, (Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского) и всех преподобных отцов и (преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех преподобных) матерей.
И тако взем шестую частицу, полагает ю доле вторыя частицы, во исполнение втораго чина. И, взяв шестую частицу, помещает ее ниже второй, завершая второй ряд.
По сих же глаголет:Святых и чудотворцев безсребреник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых безсребреников. После этого произносит:Святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников.
И взем седмую частицу, полагает ю верх, творя третие начало, по чину. И, взяв седьмую частицу, помещает ее вверху, начиная третий ряд.
Таже паки глаголет:Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день)святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже. И продолжает:Святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и святых (храма и дня – имена их), (святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги,) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже.
И полагает осмую частицу доле первыя благочинно. И помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку.
Еще же к сим глаголет: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго. И продолжет: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста
Аще поется Литургия его. Аще же поется Великаго Василиа, того поминает. Если поется литургия его. Если же поется литургия Василия Великого, его поминает: [Святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.]
И тако взем девятую частицу, полагает ю в конец третияго чина во исполнение. И так, взяв девятую частицу, помещает ее последней, в конец третьего ряда.
Таже прием четвертую просфору, глаголет: Помяни, Владыко человеколюбче, святейшия православныя патриархи и великаго господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имярек), господина нашего преосвященнейшаго (имярек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: (аще во обители: архимандрита, или игумена, имярек) братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, всеблагий Владыко. Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха (имя), и) все епископство православных, господина нашего преосвященнейшего (имя и титул местного епископа), почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин; (в монастырях:архимандрита или игумена – имя), братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых Ты призвал во Твое общение по Своему милосердию, всеблагой Владыка.
И взем частицу, полагает ю доле Святаго Хлеба.Таже поминает страну нашу, глаголя сице:Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея. И, изъяв частицу, помещает ее ниже святого Хлеба.[Также поминает страну нашу, произнося следующее:Помяни, Господи, богохранимую страну нашу {Российскую, благочестивых} православных христиан, живущих в ней, {народ ее и всех, стоящих у власти, дабы и мы в тишине их проводили тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.}]
Таже поминает и ихже имать живых по имени, и на коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи, (имярек). Далее поминает по именам живых, вынимая за каждого частицу, со словами: Помяни, Господи, {рабов Своих:}(имена).
И тако взем частицы, полагает я доле Святаго Хлеба.Таже взем пятую просфору, глаголет: О памяти и оставлении грехов святейших патриархов и блаженных создателей святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). И взяв частицы помещает их ниже святого хлеба.Затем, взяв пятую просфору, говорит: О памяти и прощении грехов (святейших патриархов {православных} и) блаженных создателей святого храма сего ( или: святой обители сей).
Таже поминает рукоположившаго его архиерея, и других, ихже хощет, усопших по имени. На коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи, (имярек). И поминает рукоположившего его архиерея, [если он почил,] и других усопших, кого хочет, по именам, говоря:Помяни, Господи {рабов Своих}: (имена [усопших]),
И конечне глаголет сице:И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, человеколюбче Господи. B конце же произносит:И всех, в надежде воскресения и жизни вечной, в общении с Тобою усопших, православных отцов и братьев наших, человеколюбивый Господи.
И взимает частицу. Посем глаголет: И вынимает частицу, [помещая ее под прежде вынутыми]. После этого произносит:
Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное. Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости мне всякое согрешение, вольное и невольное.
И взимает частицу. И прием губу, собирает на дискос частицы доле Святаго Хлеба, якоже быти во утвержении, и не испаднути чесому. И вынимает частицу [из четвертой просфоры]. И взяв губку, собирает на дискосе частицы ниже святого Хлеба, чтобы ни одна из них не упала.

Агнец готов для евхаристии.

Аудио запись лекции:

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>