КАТЕХИЗИС

Православные курсы. Православный Катехизис. Толкование Символа Веры (4-7 члены Символа Веры). Сопоставление событий обеих Пасх. Сокровенно-мистический смысл цифры «сорок». Признаки Второго Пришествия Христа. Как узнать антихриста?

Лекция №5 от 15.12.2014

Предмет: Православный катехизис.

Лектор: Чернышов Виктор Михайлович.

 

ChernishovПравославные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Предыдущая лекция №4 от 1.12.2014 по этой ссылке.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.__

_

_

ТЕМА: 4-ый член символа веры

«Распятего же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребена.»

Борис Пастернак

Этот член символа веры говорит нам о кресте, о тайне креста, об искупительной жертве.

Крестная смерть Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Его вольные страдания и смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

В Библии мы имеем три древа (тайна трех древ):

три древа библии

1. Древо смерти(древо искушение) – через которое совершилось наше грехопадение.

Первый человек был предупреждён, что вкушение плодов с Дерева познания Добра и Зла ведёт к смерти:

«От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

2. Древо искупления – Крест Голгофский, на котором была принесена победа Спасителем.

3. Древо Славы (Жизни) – сказано в книге Откровение Иоанна Богослова 22:2 «… и течет посреди главной улицы. По обоим берегам реки растет дерево жизни, оно плодоносит двенадцать раз в году, принося урожай каждый месяц, листья его служат для исцеления народов…» – это древо приносящее плоды для исцеления народов, на каждый месяц плод свой. Мы не знаем, какая тайна сокрыта в этих словах, мы можем только отдаленно прикоснуться к смыслу этих слов.

Смерть Сына Божия на Кресте является центральным событием Искупления, и это рационально не постигается умом.

римлянам 5_17

К римлянам послание ап. Павла 5:17 « 17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.» — то есть, как в Адаме мы все умираем, так во Христе мы имеем жизнь. Имеем жизнь ровно настолько, насколько мы желаем принять жизнь от Христа. От воли человека зависит окончательный результат.

Бог спасает нас не без нас!

Бог не спасает нас лишь в том случае если мы сами того не желаем – Он никогда не перешагнет через нашу волю.

Сказано к  римлянам послание ап. Павла 8:1-4 1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. 

Выше сказано о законе БЛАГОДАТИ, этот закон был до пришествия семени, тобеш Иисуса Христа и закон карал за всякую допущенную неправду, это те бремена неудобоносимые, которые возлагались на плечи людям, но закон как днище корабля, обрастал, постепенно различными толкованиями, комментариями, поправками и т.д. постепенно закон сам же начал препятствовать людям для достижения спасения, не случайно Христос сказал в Евангелие от Луки  11:46 «46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.»

И вот Господь освобождает нас от бремени закона и дает нам закон Благодати, при этом мы причастны к этому закону по вере в Исполнившего (как Авраам поверил в Бога и Он вменил ему это в праведность), не исполняя всех тех законов описанных в огромных талмудах. Но мы знаем Того, кто исполнил закон всецело.

Галатианизм — попытка оправдаться законом, попытка найтись у Бога с праведностью от закона.

но сказано – никто не оправдается, нет праведного, все согрешили. Поэтому и нужна была ИСКУПЛЯЮЩАЯ сила, спастись можно только через закон благодати!

Мы участвуем в страданиях и смерти Христа посредством:

  1.  Живой и сердечной ВЕРЫ, Без веры Богу угодить нельзя. Мы не найдем ни одного персонажа в Библии, кто бы угодил Богу без веры. Нет понятия порядочных людей без веры, потому что добродетель вне Бога – это своеволие.
  2. Посредством ТАИНСТВА, в котором сокрыта сила спасительных страданий Христа.
  3.  Посредством РАСПИНАНИЯ СВОЕЙ ПЛОТИ с ее страстями и похотями.

Римлянам 5

 

На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8).

Крестная смерть – это предел самоуничижения Сына Божия:  6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Флп. 2:6-8).

Если ВОПЛОЩЕНИЕ есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то КРЕСТ – есть освобождение от проклятия как следствия греха. Апостол Павел, ссылаясь на Втор.21:23 («проклят всякий, висящий на древе»), говорит: «Христос искупил нас от клятв закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает возможность для человека Богообщения. С этого момента смерть для человека – уже не тупик, а вход в Царство Божие.

смысл креста

Для нас Крест в первую очередь символ искупления человеческого рода, а уже во вторую очередь – оружие пыток Христа.

Тайна КРЕСТА неисчерпаема, потому что крест – и духовный меч, который «не против плоти и крови, а против злобы духов поднебесных» — отделил постыдный мир и грех от Церкви.

КРЕСТ обозначает четыре стороны света (искупление всего человечества), он же означает четыре времени года, что указывает на вечность жертвы. Он же союз любви, где поперечная балка это любовь между нами, а вертикальная – любовь Бога к нам.

Апостол Павел говорит:  «я желаю благовествовать не в премудрости слова,  дабы не упразнить Креста Христова» — апостол Павел был самым образованным из всех апостолов (знал философию, знал культуру язычников, языки, античную философию, знал предания своего народа), то есть он мог бы говорить от себя. Но если он будет, говорит от себя очень высокие сакральные вещи, но люди не будут вмещать это — то они просто удивляться его разуму, поклонятся его мысли. Мы должны говорить как апостолы, они не были философами, не имели научных степеней, они были люди труда, но Господь сказал не думайте, что вам говорить, ибо я буду при устах ваших. Апостол Павел прекрасно понимал, что если он начнет мудрствовать, то люди не вместят его слово, потому что язычники жили совершенно другими категориями.

Слова:  «…при Понтийском Пилате» следует понимать так:

В древности не существовало единого календаря: римляне вели летоисчисление от основания Рима; греки – по олимпийским играм; иудеи – по царям.

Указание на Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи, правящего в 26-36 годах по Р.Х. обозначается конкретное время и место евангельских событий, то есть что Христос умер в контексте реальной человеческой истории.

Христа осудили как:

осуждение Христа

  1. Врага иудейского народа: «…лучше нам, чтобы один человек умер за людей» (Ин. 11:50);
  2. Как богохульника: «…будучи человеком, делаешь Себя Богом» (Ин.10:33);
  3. Как нарушителя Закона: «Он не только нарушал Субботу…» (Ин. 5:18).

Мы можем участвовать в страданиях и смерти Христа:

Во-первых, посредством сердечной и живой веры («Уже не я живу, а живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галат. 2:20);

Во-вторых, посредством участия в Таинствах («…что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3) и («…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1Кор. 11:26);

В-третьих, посредством распинания своих страстей и похотей («…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галат. 5:24).

ТЕМА: Пятый член Символа Веры

«И воскресшего в третий день по Писанию»

пятый член символа веры

Пасха – это триумф и утверждение нашего бессмертия, образ будущего воскресения мертвых, начало вечной жизни, победа Христа над двумя тиранами человечества – смертью и адом.

Когда тело Спасителя покоилось в гробе, Его человеческая душа сошла во ад.

Голгофа стала Вселенским жертвенником, главным святилищем Новозаветной Церкви; Погребальная пещера – алтарем; каменное ложе, на котором лежало тело Спасителя – престолом Божества.

Два тайных ученика Спасителя – Никодим и Иосиф Аримафейский – члены Синедриона – просили у Пилата, как великой милости, дозволить им предать погребению тело Распятого на Кресте.

Сопоставим параллельно события обеих Пасх:

1. Ветхозаветная Пасха.

Ветхозаветная пасха

- Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (Исх.12).

- Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (Исх.14:22).

- Синайское законодательство на 50-й день по исходе их Египта и заключение союза с Богом (Исх.19).

- Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (Исх. 16:14).

- Сорокалетнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.

- Водружение медного змея, глядя на которого, евреи спасались от ядовитых укусов (Чис. 21:9).

- Вступление евреев в обещанную им землю (Ис.Нав. 4гл.).

2. Новозаветная Пасха.

новозаветная пасха

- Распятие на кресте Агнца Божия, Кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (1Пет.1:19).

- Крещение в воде и избавление от власти дьявола (1Кор.10:1,2).

- Сошествие Святого Духа на апостолов в 50-й день Пасхи и установление Нового Завета (Деяню2гл).

- Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии (Лк.22:19).

- Жизненные испытания, которые каждый христианин должен перенести.

- Избавление от угрызений духовного змия – дьявола – силой Животворящего Креста (Ин.3:19)

- Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда (2Пет.3:13).

ТЕМА: Шестой член Символа Веры.

«И возшедшего на небеса, и сидяща одесную Отца»

нравственное значение

Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное и эсхатологическое значение.

Онтологическое – Сын Божий воспринимает человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу.

Нравственное значение – Бог призывает нас быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный.

Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и Небу; не только времени, но и вечности; не только материи, но и духу.

Эсхатологический – учение о конечных судьбах мира – вознесение явилось завершением земной жизни Христа, а Второе Пришествие будет завершением цикла земного бытия всего человечества.

Аксиологическое – в лице Богочеловека Христа все человечество получило возможность духовного совершенствования.

 В этом Символе Веры мы говорим, что Господь Вознесся на 40-ой день после Своего Воскресения.

В цифре «сорок» сокрыт некий сокровенно-мистический смысл:

сорок

40 дней прошло от Пасхи до Вознесения

40 дней Господь пребывал со Своими учениками, уча их тайнам Небесного Царства

40 лет вел Моисей народ в обетованную землю

40 дней постился Иисус перед Евангельской проповедью

40 дней Он пребывал на Земле, являясь ученикам после Своего Воскресения.

«Небо» в Священном Писании упоминается в трех значениях:

  1. Атмосфера вокруг Земли – то, что воспринимается нами как огромный голубой океан, в котором плывет планета Земля.
  2. Космическое пространство, вид необъятного звездного неба, который вызывал вдохновение и трепет не только у поэтов, но и у философов и ученых.
  3. Внематериальная духовная сфера, которая не мыслиться в рамках физических категорий и измерений – непреступный свет.

Христос Спаситель повернул нашу Историю, как мог сделать только Бог. Иисус из Назарета покорил больше людей, чем Александр Македонский, Мохаммед и Наполеон, не имея при этом ни денег, ни оружия. Без науки и образования Он пролил больше света, чем все философы и ученые вместе взятые. Не учась ораторскому красноречию, Он произнес такие слова о жизни, какие не произносились ни до Него, ни после Него. Не написав ни строчки, Он заставил писать многих.

ТЕМА: Седьмой член Символа Веры:

«И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.»

Признаки Второго Пришествия Христа:

второе пришествие

  1. Повсеместное распространение Евангелия: «Проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14).
  2. Появление лжехристов: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» (Мф.24:5). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф.24:11).
  3. Падение нравственности: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12).
  4. Разрушительные войны: «Так же услышите о войнах и военных слухах…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф.24:6,7).
  5. Природные катаклизмы: «Будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:7). «Море восшумит и возмутится» (Лк. 21:25).
  6. Антихрист (орудие зла, его отец – дьявол) – с греч. «против» и «вместо».

Из Нового Завета мы можем об антихристе знать следующее:

признаки антихриста

  1. Придет во имя свое: «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фес. 2:4), «…придет во имя свое» (Ин. 5:43), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной его чертой будет богохульство (Отк. 13:5-6).
  2. Будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4).
  3. У него будут лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» (Мф.24:24).
  4. У сатаны религиозная власть будет сочетаться с властью политической – своеобразная сатанократия: она будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Отк.13:7).
  5. Его власть будет продолжаться 3,5 года (Откр.13:5) – или 42 месяца, а точнее 1260 дней (Отк.12:6). Этот срок равняется продолжительности общественного служения Христа на земле.
  6. Все, кто не примет его власти, будут поклонятся образу зверя» (Отк. 13:15).
  7. Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» (Отк. 12:1-6). Но «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия (1Кор. 11:26).
  8. Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (Отк.13:7).

Сокрушит же силы зла окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фес.2:8).

Можно предположить, что Суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами и святыми; затем над остальными людьми и падшими ангелами (1Кор. 6:3).

Аудио запись этой лекции:

Скачать аудио запись этой лекции можно нажав на кнопку:

download

Предыдущие лекции по предмету «Православный Катехизис» по этой ссылке.

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>