НОВЫЙ ЗАВЕТ

Пролог к Евангелие от Иоанна. Родословие Христа. Православные курсы. Изучение Нового Завета.

Лекция №4

Предмет: Новый Завет

Лектор: отец Ярослав

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры.

Предыдущая лекция №3 по этой ссылке.

ТЕМА: Пролог к Евангелию от Иоанна.

Пролог к Евангелие от Иоанна. Родословие Христа. Православные курсы. Изучение Нового Завета.

Пролог – это гимн, в котором отображено понимание Иоанном личности Иисуса Христа.

Он называет Его так:

- Словом Божиим.

Иоанна 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Иоанна 1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

- Светом.

Иоанна 1:5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Иоанна 1:9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

- Сыном Божиим.

Иоанна 1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Иоанна 1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Христос приходит в мир и становится плотью.

Христос обращается к язычникам, так как евреи его отвергают.

Притча о пире:

Матфей 22:1–14 «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.»

Царь (Бог), пришел проповедовать, но свои отвергли Его и потому Он начинает проповедовать язычникам.

Перед проповедью Христа, пришел в мир Иоанн Креститель.

Апостол Иоанн в прологе дважды вспоминает об Иоанне Предтече.

Иоанн Креститель это уже Новозаветный пророк!

По иудейской традиции в 30 лет мужчина становится взрослым (с этого возраста учитывается его мнение, мужчина мог вести сделки, принимать решения, проповедовать), что бы не нарушать традиций Иисус тоже только в 30 лет начал проповедовать.

Иоанн Предтеча был старше Иисуса Христа на полгода, так что он проповедовал полгода о том, что грядет Мессия.

Иоанна 1:6-8 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Апостол Иоанн уточняет, что Иоанн Предтеча не был Светом (Богом), как некоторые помышляли.

Иоанна 1:15 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

ТЕМА. Родословие Христа.

Евангелие от Матфея 1:1-17

«1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. 17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.« 

Перечисляется несколько групп по 14 имен (что говорит о красоте и гармонии этих стихов).

Все колено Давидово состояло из иудеев но среди женских имен есть Версалия – она не была иудейкой, ее муж тоже не иудей (они как прообразы язычников, которые уверуют во Христа).

Имена женские (из родословной в Ветхом Завете), которые упоминаются, были в плохих отношениях со своими мужьями, этим подчеркивается то, что Христос пришел не к святым, а к грешникам.

Он не погнушался того, что в его родословии была даже блудница.

1 группа имен из 14 человек: имена патриархов (прародители);

2 группа имен – Цари Израильские;

3 группа имен – не известные нам люди (подчеркивает, что Христос пришел ко всем)

У Луки родословие отличается от Матфея, но у Матфея есть богословская точность (схема).

Почему именно такое родословие у Матфея:

1. Богословие в числах.

Почему три группы по 14 имен?

Одни считают, что так зашифровано имя Давид (на языке оригинала 3 раза по 14 – ДАВИД).

 Каждой букве отвечает цифра: Д-4,В-6, Д-4 (на иудейском гласные не пишутся). 4+4+6=14.

Таким методом Матфей подчеркивает истинность рода Иисуса Христа.

Мессия придет, когда наступит полнота времени.

Что означает полнота?

14=7+7

7- в библейской традиции священное число (7 таинств, 7 даров Святого Духа, 7 дней в неделе…).

Пришел Мессия, потому что пришла полнота (в роду две 7-ки) и тогда явился.

2. Повествование о Христе как о новом Адаме.

Христос восстанавливает власть, которую не смог удержать Царь Давид.

Во многих местах в Библии пишется имя Давид без титула «Царь», это говорит о том, что он согрешил с Вирсавией и, глядя на это, его не называют Царем.

Напекается на то, что согрешив, он лишается царского достоинства.

Иудеи решили, что Иисус создаст царство земное, а их посадит во главе городов. Но Иисус пришел создать Царство Небесное.

С истории знаем, что цари Давид, Соломон были многоженцами, но, не смотря на это мы их считаем – праведными. Так как они покаялись.

!!!! Святость – это не безгрешность!!!!

Библия – это слово истины, поэтому она ничего не скрывает, даже такие темные стороны царей. Для нас важно, что и цари имели слабости.

Христос восстановил достоинство не только Давида, но и всего человечества (достоинство Адама), поэтому Его называют новым Адамом.

Христос был распят на Голгофе, по преданию именно на этой горе был похоронен Адам. Поэтому под распятием, зачастую, располагается череп (гроб Адама).

Генеалогия по Матфею начинается от Авраама до Иисуса Христа.

Генеалогия от Луки от Иисуса Христа до Адама.

Лука 3:23-38 »Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.«

Христос пришел не к иудеям, а ко всему человечеству.

ТЕМА. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи.

Хорошо описано у Луки 1:5-25

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.« 

7 эпизодов:

1 – Благовещенье о зачатии Иоанна Предтечи

2 — Благовещенье о зачатии Иисуса Христа

3 – О посещении Богородицей Елизаветы

4 – О рождестве Предтечи

5 – О рождестве Христа

6 – Принесение младенца Христа в Храм (у нас праздник Стретенье)

Симеон Богоприимец, когда делал перевод Священного Писания, поменял имя «дева» на «жена», поэтому Иисус Христос наказал его и он жил 300 лет, пока не увидел своими глазами пророчество о младенце.

7 – 12-ти летний Христос проповедовал в Храме (в Иерусалимском храме на еврейскую Пасху)

ТЕМА. Благовещенье Богородицы.

Лука 1:26-38 «26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.«

Рождество Иоанна Предтечи – родители его были ветхими (старыми), этот факт относит нас к Ветхому Завету.

Рождество Иисуса Христа – родительница Его была молодой Девой, этот факт относит на к Новому Завету.

Пролог к Евангелие от Иоанна. Родословие Христа. Православные курсы. Изучение Нового Завета. Некоторые считают сверхъестественным не только зачатие, но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. Так, в православном задостойнике говорится: «Бог из боку твоею пройде» — как и сквозь двери затворённые. Это, в частности, изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову. Сбудутся ожидания Израиля – Христос будет тем Мессией, о котором говорит Давид.

Лк 1:32-33 32 «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.«

- Гавриил намекает, что Давиду дано было основание мессианских обещаний (что Мессия еще придет) – сбудутся ожидания.

2 книга Царств 7-9, 13-14, 16.

- Иисус намного превзойдет эти надежды – станет небесным владыкой. Потому что он будет единственным в своем роде Сыном Божиим, имеющий власть через Святого Духа.

Лк 1:35 «35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.«

Христос Сын Давида и Сын Бога. Мария становится первой ученицей этого замысла.

 

Аудиозапись лекции:

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>