ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Церковные богословские школы. Период Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор.

Лекция №2

Предмет: История Церкви

Лектор: Анатолий Черногор.

19.11.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Предыдущая лекция №1 по этой ссылке. 

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

ТЕМА: Проповедь о христианстве.

bogoslovskie-shkoly

Проповедь о христианстве велась по всей Римской Империи и далеко за ее пределами. С проповедями о Христе апостолы доходили: апостол Фома до Индии, Марк до Египта (его ученики дошли до Эфиопии),  апостол Андрей – до наших территорий, Филипп, Матфей были и в Персии и на Кавказе.

Христианская церковь получала сопротивление в лице Римского государства потому, что она нарушала строй. Римляне отожествляли христианство как ветвь иудаизма в связи с тем, что христианство на апостольском соборе решили не обременять язычников обрезанием, если они хотят стать христианами.

Апологеты – защитники христианства, пришли из среды эллинистов (греков), они знали тонкости риторики, адвокатуры, права они могли толково донести до эллина суть христианства.

После смерти апостолов нишу о распространении веры христианской заняли их ученики – мужи, мученики (многие видя подвиги мучеников, задумывались о вере во Христа)

В первые века Церковь получила каноническую основу, появляется иерархия, каноны, правила поведения, записанные богослужения (Дидахе «Учение Господа народам чрез 12 апостолов»), записанные молитвы.

Изначально христиане получали образование в катехизаторских школах, которые существовали при каждом приходе, там проводились огласительные беседы с теми, кто желал принять крещение.

Впоследствии в Церкви образовывались большие богословские образовательные учреждения.

ТЕМА: Церковные богословские школы.

Два центра:

- Антиохия (эту территорию населяли сирийцы (семиты) – произошли от Сима).

- Александрия (эллинская культура, греки) – там был сделан перевод писания с еврейского языка на греческий (Септуагинта).

При одной вере их рознило понимание писания.

Александрия – аллегорическое понимание писания, в иносказательном смысле, для них был важен таинственный смысл.

Антиохийцы – буквальное понимание писания, для них были важны исторические события.

Эти школы дали миру известных богословов:

Антиохия: священномуеник Лукиан, святитель Иоанн Златоуст.

Александрия: Климент Александрийский (около 150–около 220), Ориген (около 185–254,в 18 лет знал множество языков, почти наизусть знал Ветхий Завет, был с христианской среды, хотел объяснить грекам христианство в греческих аллегориях, увлекся и от этого возникла ересь, Кирилл Александрийский (376 — 27 июня 444).

Гностицизм (синтетическая ересь):

Это не религия, а идеология. Гностицизм впитал в себя и греческую философию, и христианство и иудаизм, зороастризм.

Гностики учили о том, что подлинное знание доступно лишь избранной элите.

Основной подвиг в борьбе с гностицистами взял на себя Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского (ученик Иоанна Богослова). Он написал свою знаменитую книгу «5 книг о ересях».

ТЕМА: ІІ период Церкви в эпоху Вселенских Соборов.

200px-Rome-Capitole-StatueConstantinНачало этой эпохи можно соединить с личностью императора Константина Великого.

Гай Флавий Валерий Константин (274-337),был сыном соправителя Западной Римской Империи – Констаниция Хлора.

До Константина одним из правителей был Диоклетиан, он провел в Римской Империи государственную реформу: поделил империю на 2 части, и эти 2 части еще на 2 части (префектуры). Диоклетиан остался править на Восточной части (жил в Никомедии). У него был свой соправитель (кесарь) – Галелий.

На Западе был свой правитель Максимиан, у него был тоже свой соправитель (кесарь) – Констанций Хлора (папа Константина Великого).

Со временем Диоклитиан и Максимиан ушли в отставку и их кесари стали августами.

После смерти Констанция Хлора его армия объявила Константина Великого императором. Позже на Западе он победил Максентия (сын Максимиана) в 312г. и Лециний на Востоке (324г.). В 324г. он стал единовластным правителем всей Римской Империи.

В 311 г. с Галерием Константин подписал Никомедийский эдикт, в котором разрешалось христианам, открыто исповедовать свою религию.

В 315 г. с Лицинием подписал Миланский эдикт – разрешалось иметь свои храмы, заимели легализацию со стороны государства.

Что было сделано для церкви Константином Великим:

  • - воскресенье сделал выходным днем, повелел в воскресенье устраивать рынки;
  • - дал много прав церкви;
  • - помогал пожертвованиями;
  • - строил храмы (Гроб Господен, храм Петра и Павла в Риме, Латеранский дворец);
  • - дал право церкви освобождать рабов, право судить христиан;
  • - во время его правления был построен Константинополь (335г.);

konstantinopol

Он захотел найти новую столицу, которая была бы отлична от ветхого Рима.

  • - требовал от Церкви ясности веры, конкретных критериев истинности, помощи в официальном служении (даже не крещенным церковь помогала).

На его преверженость к христианству повлияло:

- исповедание монотеистического языческого культа (непобедимого солнца);

- воспитание своей матерью христианкой Еленой;

- опытное соприкосновение с церковной жизнью;

- воля Божия.

Дипломатического расчета в выборе веры у Константина Великого не было, так как в его время христиане составляли только 1/10 часть империи (не самая численная религия).

Крещение принял на смертном одре. Однако на протяжении всей своей жизни он поступал по законам христианской морали.

ТЕМА: І Вселенский Собор.

Называется «Вселенский» потому, что вопросы были вселенского значения. Собор – это изначальная форма решение вопросов церковью, прообразом Соборов служили апостольские соборы — на основании писания и преданий выносились правильные решения.

До Вселенского Собора проходило много поместных Соборов.

І Вселенский Собор – это было новое явление в жизни Церкви. На нем не только вопросы носили вселенский характер, но и участники были со всей Империи и за ее пределами.

Решением Константина Великого для обсуждения вопроса арианской ереси был созван І Вселенский Собор (г.Никей 325г.).

Было 318 членов Собора – это число сравнивают с Авраамом (у него было 318 рабов).

Константин хотел провести этот собор в Анкаре, но он жил в Никомедии и поэтому решил провести собор в Никеи, что бы это событие проходило ближе к нему территориально.

Родоначальником Арианства был священник Арий, который служил в одном из Александрийских храмов.

На основании философской логики он попытался объяснить догмат о Троице, но в результате пришел к тому, что стал признавать Христа и Духа Святого сотворенными Богом личностями, которые ниже от Отца по природе. Он взял за основу своего учения место из книги притч: «Господь создал меня в начале пути…Учил о том, что Иисус Христос не равен Отцу, Он не может быть с ним одно и, по сути, является созданным во времени. На основании этой ереси возникло течение – адвентисты.

Собор прошел быстро, было принято:

- первых 7 членов Символа Веры

- осуждена ересь Арианство

в Символе Веры весь текст основан на писании и только одно слово не из писания «единосущный», это слово помогло объяснить суть Троицы.

Главными защитниками православия на Соборе были Афанасий Александрийский и Осип Кордубский.

Арианские споры после Вселенского Собора.

Арианство стало набирать силу в виду поддержки его со стороны ряда церковных деятелей и государственной власти.

Рассвет арианства приходит на время правления имп. Констанца(337-361) и Валента (364-378). В это время основной подвиг в защиту православия взяли на себя Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Низкий. Эти отцы смогли в понятных формулировках объяснить тайну о Троице и показать ложность арианства.

После Собора спокойствие не наступило, потому, что в 337г. умер Константин Великий и эта ересь начала возвращаться.

У него было 3 сына: Констанций II (правил на Западе)-  стоял за ариан, Констант (правил на Востоке) – боролся против язычников, иудеев, Константин ІІ (после смерти Констанция правил на Западе).

В период после Константина были гонения:

-          Созывались арианские Соборы

-          Гнали православных архиереев, заключали их в темницы, гнали Афанасия Александрийского

Прекратилась поддержка арианству Констанца закончилось после того как его убили на войне с готами.

Аудиозапись этой лекции:

Предыдущую лекцию по предмету «История христианской Православной Церкви» Вы найдете по этой ссылке.

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>