Духовная жизнь НОВЫЙ ЗАВЕТ

Православные катехизаторские курсы. Лекция №1. Книга Деяний святых апостолов.

Изучение Нового Завета.  Лекция отца Константина. ПН_15.09.2014

 

Деяния святых апостолов

Деяния святых апостолов

Текст черным цветом – мое конспектирование за лектором

Текст синим цветом – мое дополнение к лекции.

- ЗНАЧЕНИЕ И НАИМЕНОВАНИЕ КНИГИ АПОСТОЛОВ.

Второй отдел Священного Писания Нового Завета составляют священ­ные книги, которые обыкновенно объединяются под общим наименованием «Апосто­ла».

Самое слово «апостол» обозначает «посланник», «проповедник».

Это наименова­ние было усвоено ученикам Господа Иисуса Христа, посланным Им на проповедь евангельского учения людям.

Словом «апостол» обозначаются дошедшие до нас писания апо­столов Христовых, содержащие повествования о жизни некоторых из них и изложение их учения. Такое разделение Нового Завета на два отдела — Евангелие и Апостол— очень древнего происхождения. Наи­менование «Апостол» в смысле совокупности всех апостольских писа­ний, кроме Евангелий и в отличие от них, мы находим еще у св. Иринея Лионского, у Климента Александрийского и Тертуллиана.

Наименование «АПОСТОЛ» — подразумевает совокупность апостольских посланий (об этом упоминается у святителя Иринея Лионского так:

«Церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде».

Святой Ирине́й Лио́нский (лат. Irenaeus, ок. 130 года) — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века и апологет. Принадлежал к малоазийской богословской школе. Его сочинения способствовали формированию учения раннего христианства. Самое известное сочинение Иринея Лионского «Adversus Haereses» (Против ересей) представляет собой полемику с гностицизмом, который стал для раннего христианства первым богословским вызовом. Сочинения Иринея Лионского являются первым свидетельством признания канонического характера четырёх Евангелий.

ПОНЯТИЕ

Греч. слово АПОСТОЛОС соответствует евр. шалиах и означает посланник.

НЗ называет А. полномочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. — это ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) — это свидетель (см. Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след.; ср. 1Кор 15:1 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. — «посланник») — лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16);

2) А. как по-сланцы церквей (2Кор 8:23 — в Синод. пер. — «посланники»; Епафродит: Флп 2:25 — в Синод. пер. — «посланник»; см. Андроник и Юния: Рим 16:7);

3) А. как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян 14:14: «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем…»);

4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. — см. греч. текст; Лк 6:13);

5) Сам Иисус в Евр 3:1 назван А. (в Синод. пер. — «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса см. Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. — лжецы: Откр 2:2), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») (2Кор 11:5; 12:11), к-рые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

А. ИХ ИМЕНА

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк 6:13).

1-4: две пары братьев (Мф 4:18-22; 10:2; Мк 1:16-20; 3:16-18; Лк 6:14):

1) Симон, сын Ионин, прозвище см. Петр (греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» (Ин 1:42));

2) Брат Симона см. Андрей (Ин 1:42);

3) см. Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19);

4) Брат Иакова см. Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. Мк 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54) см. Воанергес , т.е. «сыны громовы»;

5) Филипп (Мф 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян 6:5; 8:5 и след.);

6) см. Варфоломей = Нафанаил (Мф 10:3; Ин 1:43-51);

7) см. Фома (Ин 20:24-29);

8) см. Матфей, мытарь (Мф 9:9), он же Левий (Лк 5:27);

9) см. Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3);

10) см. Фаддей = см. Иуда, сын Иакова (Мф 10:3; Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13);

11) см. Симон Кананит, или см. Зилот, т.е. «ревнитель» (Мф 10:4; Лк 6:15);

12) см. Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель (Мф 26:14-16; Мк 14:10 и след.; Лк 22:3-6; Ин 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. см. Матфий (Деян 1:15-26).

- СОСТАВ КНИГИ АПОСТОЛОВ:

Хотя в первые века христианства под названием апостольских «Дея­ний», «Посланий» и «Апокалипсиса» появилось очень много книг, под­линными и достоверными признаны Св. Церковью только двадцать три книги, которые и внесены в канон священных новозаветных книг.

Все другие книги, кроме вышепоименованных, отвергнуты Св. Цер­ковью как подложные или апокрифические, содержащие недостовер­ное апостольское учение, а потому чтение их верующим, как могущее наносить духовный вред, запрещается.

Это следующие книги:

 

Наименование

Содержание

1.Книга Деяний Историческая
2.Соборное послание Иакова3.Соборное послание первое св. апостола Петра4.Соборное послание второе св. апостола Петра5.Соборное послание первое св. апостола Иоанна Богослова6.Соборное послание второе св. апостола Иоанна Богослова7.Соборное послание третье св. апостола Иоанна Богослова8.Соборное послание Иуды Соборные послания
9.Послание к Римлянам св. апостола Павла10.Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла11.Второе послание к Коринфянам ев. апостола Павла12.Послание к Галатам св. апостола Павла13.Послание к Ефесянам св. апостола Павла14.Послание к Филиппинцам св. апостола Павла15.Послание к Колоссянам св. апостола Павла16.Послание первое к Солунянам св. апостола Павла

17.Послание второе к Солунянам св. апостола Павла

18.Послание первое к Тимофею св. апостола Павла

19.Послание второе к Тимофею св. апостола Павла

20.Послание к Титу св. апостола Павла

21.Послание к Филимону св. апостола Павла

22.Послание к Евреям ев апостола Павла

 

Поучительного содержания
23.Апокалипсис Пророческого содержания

 

- ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ. ПИСАТЕЛЬ КНИГИ. ПРЕДВОРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНЬЯ.

Книга Апостолов читается в Пасхальную ночь, от воскресения до вознесения.

Автор хотел описать события последовавшие после вознесения Иисуса Христа, а так же дать очерк первоначального устроения церкви Христовой (то есть деяний апостолов).

Огромный вклад внесли первоверховные апостолы Петр и Павел.

О значении этой книги говорит и сам святитель Иоанн Златоуст в своей 1-ой беседе на книгу деяний – великое значение этой книги в подтверждении деяний апостолов, настоящая книга содержит в себе доказательства воскресения. Файл прилагается.

Деяние 1. 1-2 «1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал…»

Из строк выше мы видим, что по указанию писателя эта книга является второй написанной для Феофила из чего делаем вывод что она является продолжением евангелия от Луки, 3-его евангелия).

Автор деяний – Лука.

Есть источники II века которые подтверждают авторство деяний (Иринея Лионского, Климент Александрийский и Тертуллиан).

Лука был спутником Петра.

В книге деяний есть указатели на то что Лука автор: 16.10-17; 20.5-10; 21.1-7; 27.1.

Повествование заканчивается на том, что апостол Павел прожил в Риме 2 года и там проповедовал учение (28.30-31), о мученической кончине апостола Павла при императоре Нероне 29 июня 67 года.

Апостол Павел был оправдан на суде у Кесаря и после Рима вновь возвратился в Иерусалим и таким образом совершил миссионерское путешествие (всего было 4 таких путешествий).

Путешествия апостола Павла

Путешествия апостола Павла

Деяния написаны 63-64гг по Р.Х. в г. Рим.

В послании к Колоссянам 4-14 и в послании к Филимону писаных св. апостолом Павлом из Рима он упоминает о Луке как о находящимся с ним в Риме.

И блаженный Иероним Стридонский (около 342–420) свидетельствовал о том, что деяния апостола Павла были написаны в Риме.

(Братья и сестры по учебе если кто-то нашел текст с вышеупомянутым свидетельством присылайте мне на почту, я выложу в общий доступ).

- СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ ДЕЯНИЙ СВ.АПОСТОЛОВ.

Описание событий от вознесения до прибытия св. апостола Павла в Рим заняло приблизительно 30 лет.

1-12 главы – повествуют об апостольской деятельности св. апостола Петра среди иудеев и в самой Палестине.

13-28 главы – повествуют о деятельности ап. Павла среди язычников и за пределами Палестины.

ГЛАВА №1.

Наставление и обетования Господа апостолам, предвознесение и само вознесение. Речь апостола Петра о необходимости нового апостола вместо Иуды.

Толкование свт. Иоанна Златоуста:

«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала»

Для чего (Лука) напоминает Феофилу о Евангелии? Чтобы показать свою точность, так как в начале той книги он говорит: то казалось хорошо и мне, тщательно исследовав все с самого начала, по порядку описать тебе (Лк. 1:3), и не довольствуется только своим свидетельством, но всё возводит к апостолам, говоря: как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (ст.2). Поэтому-то, сделав достоверным своё слово там, он не нуждается здесь в новом удостоверении, так как однажды приобрёл уже себе доверие (Феофила) и тем произведением показал ему свою точность и истинность. А кто был достоин веры и кому действительно верили, когда он писал то, что слышал, тому тем справедливее верить, когда он излагает не то, что принял от других, но что сам видел и слышал. Если, говорит, ты принял (моё повествование) о Христе, то тем более (примешь повествование) об апостолах. Что же? Разве то его произведение (Евангелие) есть только (обыкновенная) история, и слово его не причастно Духа? Отнюдь нет. Почему? Потому, что то, что передали ему бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, было от Духа.

ГЛАВА №2.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день пятидесятницы, так же речь апостола Петра и её могущественное действие. О характере жизни религиозно-нравственной общины в Иерусалиме.

Толкование свт. Иоанна Златоуста:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились».

Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35); и еще: «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2). Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Они называет это жатвою. «При наступлении», сказано, «дня Пятидесятницы», то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это совершилось также во время праздника, чтобы те, которые присутствовали при кресте Христовом, увидели и это событие.

ГЛАВА №3.

Чудесное исцеление хромого Петром, а также речь апостола Петра и призыв к покаянию.

Толковая Библия А.П. Лопухина:

«Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.»

Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга апостолов и исцеленного.

«И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что- нибудь.»

Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

«Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.»

«Что имею, даю тебе…» Еще до совершения чуда апостол имеет полную уверенность в его совершении. Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин. 14:12 и др. ) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что апостол и выражает словами: «что имею, даю…»

«Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи…» Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо.

ГЛАВА №4.

Заключение св. апостолов Петра и Иоанна в темницу. Допрос апостолов в синедрионе. Им было запрещено проповедовать об Иисусе. Отпуск их на свободу. Ниспослание верующим благодати святого духа. Взаимная любовь первой христианской общины.

«Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,»

Толковая Библия А.П. Лопухина:

«Когда они говорили…», следовательно, речь апостолов была прервана священниками.

«Приступили священники и начальники стражи…» — Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на «определенных священников», проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лк. 1:5). Священники вступаются здесь из досады на то, что апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме.

«Начальники стражи…», состоявшей из левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник.

«Саддукеи» — участвуют во взятии апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали.

«и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.»

Хотя в качестве первой меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, однако на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, наложили на апостолов руки и заключили под стражу до утра. Это заставляет думать, что деятельность и личность апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд.

«Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-й (по-нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная Дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано — заключить под стражу до утра.

«и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?»

Едва ли члены Синедриона не знали, каким именем и какой силою апостолы совершили чудо, приведшее их на высший суд. Если же они задают все-таки такой вопрос то или для того, чтобы на собственном сознании апостолов основать обвинение их в богохульстве или же по толкованию Златоуста — «они предполагали, что апостолы, убоясь множества, отрекутся, и думали, что они этим все исправят…»

«но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.»

Синедрион запрещает именно говорить об имени Иисуса, силою Которого апостолы объясняли совершение чуда. «Какое безумие! — восклицает по сему поводу Златоуст зная, что Христос воскрес и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уже свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве…»

«И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.»

«Поколебалось место…» — это было не естественное землетрясение, но чудесное (уже по тому, что поколебалось лишь место собрания), означавшее услышание молитвы их Богом, а вместе явившееся предвестием другого дальнейшего чудесного происшествия — исполнения верующих дерзновенною силою Духа Святого. Оно было также символом Божия всемогущества, уверявшим апостолов, что им нечего страшиться угроз Синедриона, что защитить их силен колеблющий место их молитвенного собрания (Злат., Феофил. ). Таким образом, в ободрение собравшихся верующих Господь сейчас же исполнил их молитву и даровал, чего они просили: говорить со смелостью и поддерживать их слово знамениями и чудесами. Вот они и говорили так, и место собрания поколебалось.

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.»

Чудо исцеления хромого и великая нравственная победа апостолов над Синедрионом при первом его восстании на новое общество — были великим событием в первохристианской Церкви. С этих пор общество христиан умножилось почти втрое сравнительно с уверовавшими первого дня Пятидесятницы. Поэтому Дееписатель опять находит нужным сделать общие замечания о внутреннем состоянии этого умножившегося общества (32-37 ст. ). Как главную характеристическую черту этого общества, он указывает то, что у множества этого было полное единодушие и братская любовь: одно сердце и одна душа — совершенное единение в мысли, в чувстве, в воле, в вере, во всем строе духовной жизни. Подлинно, дивное явление в грешном, самолюбивом мире. Другая характерная черта, естественно истекавшая из первой — полное общение имуществ, не по принуждению и какому-либо обязательному для всех закону, а совершенно добровольно, в силу одушевлявшей всех братской любви и нравственного единения.

«Никто ничего… не называл своим…», хотя была собственность, но она братски предоставлялась всем нуждающимся, в меру их нужды, устанавливая общее довольство и полное отсутствие нуждающихся. Это было характернейшее и грандиознейшее в истории человечества общество взаимопомощи, не лишенное умной и сложной организации, с особою общею кассою, которая, с одной стороны, беспрерывно пополнялась выручкою жертвуемых и продаваемых имуществ в общую пользу, с другой — также беспрерывно поддерживала полное отсутствие в обществе людей бедных и нуждающихся.

«Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.»

И во главе этой мудрой организации стояли не какие-нибудь великие государственные умы, а простые галилейские рыбаки, апостолы, или, лучше сказать, обильно разливавшаяся чрез них новая сила истинно-христианского благодатного одушевления, сила веры и любви ко Спасителю («великая благодать была на всех их…»).

Поясняя напряжение высокого одушевления верующих, Дееписатель делает упоминание о великой силе проповеди апостолов о воскресении Господа. Это воскресение есть основание всей христианской веры (1 Кор. 15:14), а потому является основанием и средоточием и всей апостольской проповеди, конечно, составляя не исключительный, а лишь преимущественный, основной предмет этой проповеди.

«Все, которые владели…» — Равно, как и «продавая их» не говорит о том, что владетели продавали все, не оставляя себе ничего. И то, и другое было делом доброй воли и братской любви каждого и позволяло самые разнообразные степени, чуждые и тени стороннего понуждения.

В качестве примера упоминаемых добрых пожертвований, вероятно, более других поучительного, Дееписатель указывает Иосию, прозванного апостолами Варнавою, что значит сын утешения. Этот Варнава, впоследствии столь известный спутник Апостола Павла, был пророк (XIII:1), и прозвание его означало, вероятно, особенную утешительность его вдохновенно-пророческих речей (1 Кор. 14:3). Он был также левит. Это тоже замечательно: доселе не видно было случая, чтобы священное колено склонялось перед Христом верою в Него. Зато вскоре выступают упоминания о многих священниках, покорившихся вере Христовой (VI:7).

«Кипрянин родом…» — с острова Кипра, ближайшего к берегу Палестины на Средиземном море.

ГЛАВА №5.

История о Анании и Сапфире утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, которые совершали апостолы. Новое гонение из синедриона. Второе заключение в темницу и освобождение ангелами из темницы Петра. Проповедь в храме после освобождения и опять ответ перед синедрионом. Совет Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после избиения.

Толковая Библия А.П. Лопухина:

«утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.»

«Утаил из цены…», и само по себе утаение истины составляло неблаговидный поступок. Но здесь оно являлось еще более преступным, потому что Анания говорил, что принес все, что было выручено им за землю. Это было не только выражением постыдного своекорыстия, но и намеренною сознательною ложью и лицемерием. Обманывая все христианское общество с апостолами во главе, они хотели представиться столь же самоотверженными в пользу неимущих, как и другие, а на самом деле не были таковыми: служили двум господам, а хотели казаться служащими одному. Таким образом, вместо правдивости и искренности тут являются в святое общество христианские два наиболее противных ему качества — фарисейское лицемерие и иудино сребролюбие.

«Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?»

«Петр сказал…», узнав об этой лжи и лицемерии не от кого-либо другого, а от Духа Святого, исполнявшего его.

«Для чего ты допустил сатане?…» — греч. dia ti eplhrwsen o satanaV thn kardian sou yeusasqai se… — точнее слав. : «почто исполни сатана сердце твое солгати…» Таким образом, более точно и лучше было бы выразить красоту подлинника так: почто исполнил сатана сердце твое (чтобы) солгати Духу Святому и утаить от цены села?

В поступке Анании Петр раскрывает дело сатаны — отца лжи (Ин. 8:44) и исконного врага Духу Святому и делу Мессии, почему и предупреждает вторжение этого столь опасного зла столь решительною и строгою мерою. Возможно, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявились в Анании и Сапфире не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла пустило давно в них свои корни и только теперь принесло свои пагубные плоды.

«Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофил. ).

Утаение цены села здесь трактуется, как ложь Духу Святому, потому что Петр и прочие апостолы, как представители Церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Святого, действовавшего в Церкви.

«Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.»

«Анания пал бездыханен…», греч. peswn ezeyuze, точнее слав. : «пад издше…» — упав, испустил дух, умер. Это был не естественный нервный удар от сильного потрясения Анании от сделанных разоблачений его поступка, а чудесное непосредственное наказание Божие преступнику. «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое — в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье — в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (Феофил. ). Тяжесть наказания соразмерна тяжести вины преступника против Духа Св., так как это грех Иудин, грех притом грозивший опасностью целому обществу, и потому требовавший примерной кары, «чтобы казнь двоих была наукой для многих» (Иероним).

«Великий страх объял всех слышавших сие» — дело происходило, по-видимому, в общем торжественном, может быть, богослужебном собрании, и упоминаемые далее юноши были, вероятно, обычные служители, выполнявшие разные поручения довольно уже сорганизовавшегося общества, подобно состоявшим при синагогах. Потому эти юноши, как скоро увидели упавшего бездыханным, встали из собрания и без особенного требования, как видевшие в том свою обязанность, приступают к бездыханному и уносят для погребения. В страхе или, может быть, торопливости и неизвестности местопребывания жены или, лучше сказать, по Божественному устроению, последняя не извещается о происшедшем и является, как соучастница греха мужа, разделить и его наказание.

«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.»

Намереваясь перейти к повествованию о новых гонениях на апостолов со стороны Синедриона, Дееписатель делает несколько общих замечаний о состоянии в это время Церкви Христовой. И прежде всего упоминает о множестве знамений и чудес, совершавшихся не одним Петром, но и вообще апостолами. Эти знамения и чудеса совершались в народе, еще не веровавшем во Христа, и, очевидно, для привлечения к этой вере.

«Все единодушно пребывали в притворе Соломоновом…» Это излюбленное место апостолов — большая крытая галерея при главном входе в храм — было, очевидно, особенно удобным местом для их собраний.

«и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.» «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:» «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.»

«Став во храме, говорите…» — staqenteV laleite en t ier — правильнее слова: «ставше глаголите в Церкви…»

Чем упорнее становится преследование врагов, тем явственнее Господь оказывает свою помощь гонимым, частью для вразумления и устрашения гонителей, вообще же для распространения и утверждения новоустрояемой Церкви. Ангел повелевает говорить в храме — смело, безбоязненно, не боясь угроз и преследований.

«Все сии слова жизни…» —  точнее слав. : «вся глаголы жизни сея…» — все глаголы жизни сей, т. е. истинной, вечной, благодатной, в которой сами пребываете.

«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,»

«Гамалиил», упоминаемый здесь как член Синедриона, фарисей и уважаемый народом законоучитель, есть известный и в Талмуде знаменитейший раввин еврейский, сын равви Симеона и внук другого знаменитейшего равви Гиллела. Он был также учителем Ап. Павла (XXII:3), а впоследствии подобно ученику своему тоже сделался христианином и проповедником Евангелия, за что Св. Церковь усвоила ему и имя равноапостольного (Чет. -Мин., янв. 4 и авг. 2).

По совету Гамалиила, Синедриону лучше всего не вмешиваться в дело христианства, а предоставить его естественному течению вещей в уверенности, что, если оно не дело Божие, то разрушится само собою.

«Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.»

Сильная речь Гамалиила произвела на Синедрион впечатление и склонила на послушание доброму совету — в том смысле, что замысел умертвить апостолов (33 ст. ) был оставлен без исполнения. Это не исключило, однако, возможности враждебного отношения к ним со стороны тех, которые не были расположены, вслед за Гамалиилом, подозревать в их деле силу Божию. Апостолов подвергли телесному наказанию (бичеванию), вероятно, под предлогом неповиновения их прежнему определению Синедриона, возобновленному теперь с прежней силою. «Неопровержимой справедливости слов (Гамалиила) они не могли противиться; но, несмотря на то, удовлетворили свою ярость, и, кроме того, опять надеялись таким образом устрашить апостолов…» (Злат. ).

ГЛАВА №6.

Избрание 7 дьяконов. Проповедь архидьякона Стефана и обвинение его в хуле на закон Моисея.

Толковая Библия А.П. Лопухина:

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,» «а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.»

«Выберите…», — всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу.

«Семь человек…» Священное число.

«Исполненных Духа Святаго…» — так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.

«И мудрости…» в обыкновенном смысле слова, чтобы устроить все дело умно, успешно, аккуратно – чисто

«В служении Слова…», т. е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах.

«Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;»

«Некоторые… вступили в спор…», — anesthsan de tineV… suzhtounteV t Stefanw…, точнее слав. : «воссташа же нецыи… стязающеся со Стефаном…»

Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет. -Мин. Дек. 27).

Вступившие в спор со Стефаном были, далее, из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и… из Киликии и Асии. Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениями раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5.

Либертинцы — это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до R. С. ) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многое из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме), Эти-то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу либертинцев.

Киринейцы и Александрийцы — переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии.

В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города — две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV:7, 2; XVI:6, 1; XIV:10, 1; XIX:5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога александрийцев в Иерусалиме.

Киликия и Асия — две малоазийские области, в коих также жило много иудеев, и переселенцы или временно пребывавшие в Иерусалиме из них также имели здесь свои особые синагоги.

Все эти 5 синагог восстали враждою против Стефана в лице некоторых членов своих и пытались оспорить его, т. е. его учение и права влияния на народ.

«Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.»

Замечательно, что врагам христианства в деле Стефана удается возбудить народ, доселе бывший на стороне христиан и апостолов (ср. V:13, 26). Это удается именно взведением обвинения на Стефана в богохульстве — самом тяжком преступлении по закону Моисееву. Как и при судебном обвинении самого Господа, народ легкомысленно дал веру этой клевете и хитро доведен был до негодования и возмущения против мнимого богохульника и тех, к среде которых он принадлежал.

«И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.» «Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.»

«Представили ложных свидетелей…», т. е. приписывавших Стефану совсем не то, что он говорил действительно, извращавших его речи.

«Он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона, или, вернее — не говорил, а намекал, потому что, если бы он говорил ясно, то эти некоторые не имели бы нужды в лжесвидетелях» (Феофил. ).

«На святое место сие…», т. е. храм Иерусалимский, «и на закон…», т. е. Моисеев, главную основу всей ветхозаветной жизни.

Как при осуждении Господа Иисуса лжесвидетели перетолковали одно изречение Его о разрушении храма (Мф. 16:61; ср. Ин. 2:19), чтобы представить Его богохульником, так и теперь лжесвидетели Стефана, вероятно, перетолковали какое-либо изречение его, где он выражал преобразующее действие христианства и отношение к Ветхому Завету. Это было, вероятно, при спорах его с еллинистами, и бывало неоднократно («не пеpecтает»).

«Мы слышали, как он говорил…», — akhkoamen gar autou legontoV, — «слышали его говорящим, что…» — дальнейшие слова — не собственные слова Стефана, а вложенные в уста его лжесвидетелями и ими перетолкованные по-своему.

«Иисус Назорей…», — в греческом и славянском тексте с добавлением презрительного — сей (outoV).

ГЛАВА №7.

Защитительная речь Стефана и его мученическая кончина.

Толковая Библия А.П. Лопухина Информация об экзегете

«Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,» «и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.»

«Но он сказал…» — вместо прямого ответа на вопрос первосвященника Стефан произнес длинную речь, которая в конце концов опровергает обвинение и переносит его на самих обвинителей, противление коих Богу поставило Стефана на суд Синедриона.

Сущность речи составляют собственно стихи 51-53, для которых или с точки зрения которых делается и весь предшествующий обзор еврейской истории.

Содержание и ход мыслей речи можно выразить так: не как хульник Бога, закона и храма предстою я здесь, обвиняемый и преследуемый, а как жертва вашего противления Богу и Его Мессии, — противления, которое, по свидетельству всей истории, вы наследовали от отцев ваших и проявляете теперь. Не моя вина, что меня здесь судят, но ваша — ваше не почтение к Богу, а всегдашнее противление Ему, как и в настоящем случае, когда истинного почитателя Его вы судите и обвиняете. Все это Стефан искусно и подробно заставляет за себя сказать саму историю, останавливаясь особенно обстоятельно на истории Моисея, когда противление народа заслужило обличение самого этого величайшего законодателя и посредника между Богом и народом. Более или менее спокойное течение мыслей, после упоминания о построении храма и подтверждения своего воззрения на него изречением пророка, обрывается прямым и смелым нападением и изобличением на праведных судей в тягчайшем грехе против Мессии и Бога. Так как после этой величественной речи Стефан не вернулся уже в христианское общество, то, очевидно, она воспроизведена была кем-либо из приверженцев христианства, присутствовавших тут же (вроде Никодима, Иосифа Аримафейского или Гамалиила), от коих и сделалась потом известною всему христианскому обществу и вошла в труд Дееписателя.

«Мужи, братия и отцы…» — почтительное обращение к присутствующим: первое и второе — ко всем присутствующим, третье — в частности — к членам Синедриона и старейшинам.

«Послушайте» — предварение и просьба о том, что речь будет некраткая.

«Бог славы явился…» — Бог, которому подобает — свойственна — слава. Этим возвышенным началом речи Стефан прямо давал видеть, как несправедливо обвинение его, будто он богохульник (VI:11). Этим же он наносил первый тяжкий удар суетным представлениям иудеев о значении внешнего храма для прославления Бога. «Если Он — Бог славы, то, очевидно, не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма, ибо Он Сам есть источник славы. Посему не думайте прославлять его таким образом» (Злат. ).

Явился — wfqh — указывает на внешнее явление Бога славы, как лучезарную светлость, в которой Иегова открывался (ср. ст. Исх. XXIV:16: Ис. VI:3; Пс. XXIII:7).

«В Месопотамии, прежде переселения его в Харран…. «

Харран — Сarran — древнейший город в Месопотамии, на древней караванной дороге. По-видимому, здесь противоречие сказанию Бытия. Дальнейшие слова Божии, приводимые Стефаном, как сказанные при этом явлении (3 ст. ), были сказаны, по повествованию Моисея (Быт. XII:1), Аврааму при явлении ему Бога в Харране, а не прежде переселения его в Харран. По сказанию кн. Бытия, Фарра, отец Авраама, со всем семейством, в числе коего был и Авраам, вышел из Ура, города халдейского, в землю Ханаанскую и, дошедши до Харрана, здесь остановился и умер (Быт. XI:29-32); и здесь-то Аврааму было откровение, при котором были сказаны слова, передаваемые Стефаном и Моисеем, а не в Уре, в земле халдейской (ст. 4), как говорит Стефан. Это объясняется тем, что, по свидетельству Филона и Флавия, иудеи тогдашнего времени, особенно александрийские, веровали, на основании предания, что первое явление Бога Аврааму было в Харране, а именно в Уре Халдейском (о чем Моисей прямо не говорит), что именно вследствие этого явления отец Авраама Фарра и отправился со всем семейством из Ура в Ханаан, но на дороге в Харран умер, и что по смерти Фарры Бог снова явился Аврааму и повторил повеление о продолжении путешествия. Это предание, что Бог явился Аврааму еще в Уре Халдейском, имеет как будто подтверждение, а может быть, и основание в самом повествовании Моисея. В одно из последующих явлений, уже после этого явления в Харране, Бог говорит Аврааму (Быт. XV:7): «я — Иегова, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию в наследие».

Отсюда следует, что, значит, еще в Уре Авраам должен был получить от Бога повеление оставить эту страну и идти в Ханаан. То же самое следует из книги Неемии, где Ездре влагаются следующие молитвенные слова: «Ты — Иегова Бог, Ты избрал Авраама и извел его из страны Халдейской», т. е. из Ура Халдейского (Неем. IX:7). Все это, очевидно, вполне достаточно примиряет и уясняет кажущуюся неточность выражения Стефана, в сопоставлении с Библией, и указывает его полное согласие с преданием иудеев, имеющим подтверждение в данном случае и в повествовании Моисея, и в книге Неемии.

«Выйди из земли твоей…» Стефан приводит слова Божии, сказанные Аврааму при явлении в Харране, как сказанные в Уре, без сомнения, потому, что смысл повеления Божия был тот же и тогда, и теперь, хотя Моисей не передает слов Божиих, сказанных в Уре. О значении этого упоминания об Аврааме хорошо говорит св. Златоуст: «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился Божественного видения… Замечай как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте…»

«и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,»

«Стали побивать его камнями…» Право наказания смертною казнью было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Мф. 27:2; Ин. 18:31; Флавия Археол. XX:9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров.

Убийцы вывели предварительно мученика за город… для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова (Лев. XXIV:14-16: «выведи злословившего вон из стана, и… все общество побьет его камнями»).

Свидетели преступления, подлежащего смертной казни через побиение камнями, должны были, по закону (Втор. XVII:7), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели (VI:11-13) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. XXII:20 — для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

ГЛАВА №8.

Великое гонение на церковь после убиения Стефана. Насаждение церкви в Самарии дьяконом Филиппом. Низведение Духа Святого на верующих в Самалии святыми апостолами Петром и Иоанном. История Симеона волхва. Благовестие Филипа евнуху Эфиопской царице.

Толковая Библия А.П. Лопухина:

«Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.»

«Савл же одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он (Деян. 22:20).

«В те дни…» — en ekeinh th hmera… — слав. «в той день…» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон — Никанор. (Чет. -Мин. 28 июля).

«Все, кроме апостолов, рассеялись…», — может быть, припомнив слова Господа (Мф. 10:23). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости…»

Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

«Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.»

Филипп, упоминаемый здесь и далее, не есть один из 12 апостолов, а один из диаконов. Апостолы, как было нарочито упомянуто выше, не покидали в это время Иерусалима. Непонятно было бы также и послание Апостолов Петра и Иоанна в Самарию, упоминаемое в 14 ст., если бы Филипп здесь был апостол из 12. Наконец, о диаконе Филиппе заставляет думать здесь и одно дальнейшее место Деяний, где о нем упоминается, как о благовестнике, одном из 7 диаконов (XXI:8). Так думают посему и Златоуст и Феофилакт.

«Пришел в город Самарийский…» Из дальнейшего видно, что Филипп имел в Кесарии (Стратоновой, см. прим. к ст. 40) дом и семейство (XXI:8), и, очевидно, и направлялся туда, с успехом потрудившись на пути, в Самарии. Из Самарии он, исполнив здесь все предназначенное, продолжал путь свой далее — в Кесарию, где, как видно, и оставался до времени (40 ст. ).

Названия самого города самарийского Дееписатель не указывает. Может быть, это был главный город страны — Самария, переименованная Иродом в Севастию, или другой значительный город самарийский — Сихем, где господь Сам посеял некогда первые семена Своего учения, обещав иному жатву (Ин. гл. IV).

«Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.»

О Симоне волхве Иустин мученик (сам природный самарянин из Сихема) говорит, что он был родом из самарянского селения Гитты или Гиттона. Волхвом он был не в том лучшем смысле, в каком именовались так персидские мудрецы, приходившие на поклонение к Младенцу Иисусу (Мф. 2:1), а в смысле просто чародея, фокусника, колдуна. Ослепленный успехами своих чар и искусства, он выдавал себя за кого-то великого, еще более изумляя и привлекая к себе темный народ, который видел в нем «силу Божию великую» — h dunamiV tou Qeou h megalh. Это выражение отчасти напоминает язык несколько позднее развившегося гностицизма, с его учением об эонах, как силах, истекающих из полноты (плиромы) божества. За одну из таких сил мог выдавать себя и быть признан народом и Симон.

Несмотря на столь продолжительное и глубокое очарование народа Симоном, сила проповеди Филиппа и чудеса его были так поразительны, что преодолели не только народ, но и самого Симона. Вера в Симона уступила место вере во Христа. Крестился народ, крестился сам Симон. Изумлявший столько других своими волхвованиями — теперь изумлялся сам знамениям и силам, бывшим от Филиппа. По-видимому, однако, и вера Симона, и его изумление имели в основе своей нечистые, плотские, самолюбивые и своекорыстные побуждения. Иначе недостаточно объяснимо все происшедшее далее (ст. 18 и д. ).

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,» «которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.»

Исполнение поручения состояло в вознесении молитвы о крещенных и возложения на них рук, каковые действия и низвели на новокрещенных Духа Святого. Отсюда видно знамение таинства миропомазания, которым впоследствии заменилось апостольское возложение рук — для сообщения крещаемым Духа Святого. По поводу этого хорошо говорит Златоуст: «почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, — может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Св. другим), потому что был из числа 7 диаконов, — последнее можно сказать с большею вероятностью… Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только 12-ти… Как, скажут, неужели они (самаряне) не получили Духа (совсем, при крещении)? Они получили Духа отпущения грехов, но Духа знамений еще не получили».

«Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,» «говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.»

«Симон же, увидев…» Очевидно, принятие Св. Духа верующими сопровождалось какими-то видимыми знамениями. Может быть, то были особенные выражения духовного восторга или нечто подобное тому, что было с апостолами и др. верующими в день Пятидесятницы, — во всяком случае, нечто видимое и удобопримечаемое (Злат. ), что и побудило Симона на его безумную попытку.

Возникает любопытный вопрос: принял ли пред тем сам Симон Духа Св. в числе других уверовавших с такими нечистыми побуждениями и намерениями?

По мнению толкователей, Симон еще не успел принять Духа Святого. Вероятно, возложение рук на каждого для низведения Св. Духа требовало немало времени и совершалось по известной очереди. Пораженный очевидными знамениями дарования Духа Святого руковозложением апостолов, Симон, не выжидая своей череды, спешит сделать апостолам свое безумное предложение. «Не ради веры он уверовал, — говорит о нем Феофилакт, — но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Потому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться сего дара, он постоянно находился при Филиппе…»

Что же касается того, как мог человек с такими нечистыми намерениями оказаться в числе уверовавших, — этот вопрос прекрасно решает св. Златоуст: «недуг был в Симоне с давнего времени; оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду…»

«А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.»

«Ангел Господень сказал (Филиппу) …» Это было не невидимое внушение Ангела Филиппу, а очевидно, в видимом явлении ему Ангела Божия в Самарии.

Тремя чертами Ангел обозначает место, куда надо идти Филиппу: на полдень, т. е. к югу от Самарии, на дорогу из Иерусалима в Газу и именно на ту, которая пустынна (auth estin erhmoV).

Газа, здесь упоминаемая, — один к древнейший из городов филистимских (Быт. X:19; Нав. XV:45) к юго-западу от Иерусалима, близ Средиземного моря. Как ныне, так, очевидно, и в то время, из Иерусалима в Газу вело несколько дорог, почему Ангел и обозначает точнее ту, какая нужна Филиппу. Эта пустынная дорога, по мнению толкователей, вероятно, та, которая вела через Елевферополь.

«Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,»

Встретившийся Филиппу на указанном пути человек обозначается Дееписателем тремя особенностями: Ефиоплянин, евнух, и вельможа царицы. Первое означает не место только жительства, но именно национальность встретившегося. Он был не природный иудей, живший в Эфиопии, а именно ефиоплянин родом. То обстоятельство, что он путешествовал в Иерусалим для поклонения и читал книгу пророка Исаии (вероятно, в переводе LXX), говорит о том, что он был прозелит, и если был скопец (каковые по закону Моисееву не могли быть принимаемы в общество Иеговы), вероятно, был «прозелит врат», а не «прозелит правды» то есть II, а не I степени.

Евнух, по обычным понятиям — скопец, каковые состояли на Востоке хранителями царских гаремов, а иногда удостаивались и высших государственных должностей, как видим и в данном случае.

«Кандакии, царицы Эфиопской…» Эфиопия — страна к югу от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния, политическим и торговым центром коей был Мерое. Страна эта управлялась обыкновенно женщинами, которые все назывались «Кандакиями», подобно тому, как египетские цари — «фараонами». (Плин. Hist. natur, VI:35).

Как прозелит врат, он имел доступ во храм и мог, наравне с иудеями, приносить жертву Богу истинному, Которого познал, очевидно, от кого-либо из живших в Эфиопии иудеев. Его доброе религиозное настроение, делавшее его достойным и достаточно подготовленным к вере во Христа, ясно открывается из того, что он и в пути занят был чтением Слова Божия.

ГЛАВА №9.

Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск. Крещение его Ананием. Проповедь в Дамаске. Бегство от Иудеев (которые замыслили убить его). Пребывание в Иерусалиме. Апостол Петра в Лидде исцеляет Энея. Пребывание апостола Петра в Иоппии и воскресение им Тавифы.

Толковая Библия А.П. Лопухина Информация об экзегете

«В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.»

Из настоящего стиха и дальнейших открывается, что Анания и Савл не знакомы были между собою лично. Еврейское имя Анании показывает, что он был христианин из иудеев. Дееписатель называет его здесь только «некоторый ученик», сам же Павел характеризует его более подробно: «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске…» (XXII:12), т. е. и по своем обращении ко Христу живший строго по закону и пользовавшийся посему особым уважением дамасских иудеев. Церковное предание говорит, что он был епископом дамасским и скончался мученически в Елевферополе иудейском (Чет. -Мин., Окт. 1).

«Господь в видении сказал ему…» В каком именно видении — во сне или наяву, в исступлении — из данного места не видно. Выражение — «восстав, пойди!» (anastaV poreuqhti) не означает, что Анания был в это время на ложе, а значит только, что он пребывал дома в спокойствии.

«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.»

«Возложив на него руки…» — в знак сообщения ему благодати Св. Духа, что сопровождалось тотчас же и исцелением слепоты его. Замечательно, что это было еще до крещения Савла (ст. 18). Подобный исключительный случай исполнения Духом Св. до крещения был над Корнилием сотником и его домашними (X:46 и д. ). «Мне кажется, говорит по сему случаю Златоуст, что (Павел), подобно как и Корнилий, тотчас по произнесении этих слов сподобился Духа, хотя преподававший и не был из числа XII. Так все касающееся Павла было нечеловеческим и совершалось не через человека, но Сам Бог был совершителем этого…»

«Брат Савл…» — не по племени или роду, но во Христе и по вере в Него.

«Явившийся тебе на пути…» В переданной выше Дееписателем беседе Господа с Ананией не упоминалось ничего об этом явлении, из чего видно, что беседа эта передана сокращенно. Нет и другой подробности, что Господь послал Ананию не только для прозрения Савла, но и для того, чтобы он исполнился Духа Святого.

«Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.»

«Савл прибыл в Иерусалим…» ParagenomenoV de o SauloV… — точнее слав. : пришел же Савл… Прибыв же в Иерусалим, Савл старался… По словам самого апостола (Гал. 1:18), это было уже три года спустя после его обращения (у Дееписателя — «довольно времени» — 23 ст. ), включая в это время и пребывание в Аравии. О самом пребывании в Иерусалиме Павел сообщает краткие сведения (Гал. 1:18-24). Сюда ходил он затем, чтобы повидать Петра, у коего пробыл около 15 дней. Других апостолов он не видел, только еще Иакова, брата Господня. Из Иерусалима отправился в страны Сирии и Киликии. Дееписатель дополняет рассказ Павла ценными подробностями. Так, у него узнаем, что Павел, по прибытии в Иерусалим, старался пристать к ученикам, т. е. Христовым, христианам, но эти, из боязни и недоверия к нему, сторонились от него. Им казалось маловероятным, чтобы такой жестокий гонитель Церкви вдруг стал рабом Христовым, и склонны были подозревать здесь простую хитрость или шпионство со стороны Савла. Конец этим подозрениям положил Варнава, пользовавшийся большим уважением первохристианского общества (IV:36-37), который и ввел Савла в общество апостолов и учеников Господних. Церковное предание говорит, что он и прежде был знаком с Савлом, вместе воспитывались они в школе Гамалиила, и даже после того, как Варнава сделался учеником Господа (одним из LXX), видались друг с другом и препирались о Христе, но Савл оставался упорен до события с ним на пути в Дамаске (Чет. -Мин. 11 июня).

«Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.»

«Случилось что Петр, обходя всех, пришел…» — egeneto de Petron dΐercomenon dia pantwn, katelqeΐn… -точнее слав. : «бысть Петр посещающу всех, снити…» Русский текст, к сожалению, и здесь допускает свой обычный пересказ, а не перевод данного места, которое проще и точнее переводится так: случилось же Петру, проходящему по всем (церквам), сойти…

Выражение — katelqeΐn — снити, сойти, спуститься — указывает на менее возвышенное положение Лидды по сравнению с Иерусалимом, подобно тому, как в выражении об Иерихоне (Лк. 10:30).

Весьма важно упоминание посещения Апостолом Петром тогдашних христианских общин Палестины. Несомненно, и другие апостолы имели этот обычай в целях лучшего утверждения в вере обращенных, разрешения возникавших вопросов жизни и т. п.

«К святым, живущим в Лидде…» — т. е. христианам города Лидды, недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима.

«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.»

«В Иоппии…» — ныне Яффа, древний торговый приморский город к северо-западу от Иерусалима.

«Ученица», т. е. христианка. Была ли она девица, или вдовица, или замужняя, из рассказа не видно. Возможно, что это была вдовица, судя по благотворениям преимущественно вдовицам (39 ст. ).

«Тавифа, что значит Серна…» — это было не прозвище, а собственное женское имя, встречающееся и у греков, и у Флавия, и у раввинов. По своей красоте, грациозности и выразительности глаз серна вообще у восточных народов являлась символом женской красоты, почему и сделалась собственным женским именем, подобно мужскому — Лев.

«Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.»

«Петр выслал всех вон…» — (ср. Мф. 9:24-25; Мк. 5:40; Лк. 8:54), чтобы не смущаться никакими внешними впечатлениями и всецело отдаться молитве о воскрешении умершей.

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>