КАТЕХИЗИС

О посте. Молитва «Отче наш». В чем смысл счастья. Бедность и богатство.

Лекция №8

Предмет: Православный катехизис.

Лектор: Чернышев Виктор Михайлович.

2.03.2015

О посте Молитва Отче наш В чем смысл счастья Бедность и богатствоПравославные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Предыдущая лекция №7 по этой ссылке.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

Прошлую лекцию мы закончили на теме Пост.

_

О ПОСТЕ.

Цель поста, принимаемого нами, безусловно, добровольно – помочь сбалансировать наши отношения с Богом и миром. Правильно понятое библейское слово «праведник» означает «человек цельный», в котором духовное и материальное взаимно дополняют друг друга, и он служит Богу в этих двух измерениях. Этимология слова «цельный» происходит от производного «ЦЕЛЬ».

Существует три вида поста:

- пост духовный

- пост интеллектуальный

- пост физический

Вернёмся к притче о лисе и винограднике.

Бежит лиса мимо виноградника и за забором видит сочные крупные гроздья, свисающие от тяжести почти до земли. Она пытается проникнуть в виноградник, и, наконец, найдя узкую брешь в заборе, с трудом протискивается в него. Наевшись досыта спелых ягод, она с отчаянием понимает, что наружу ей не вылезти никак. Сколько ни пыталась лисица протиснуться обратно, ей это так и не удалось. Тогда она начала поститься. Не ест день, не ест другой. Наконец, к концу третьего дня она с большим трудом преодолела препятствие и вылезла обратно. Села на обочину дороги и долго пристально смотрела на виноградник. Потом, вздохнув, сказала: «Виноград, как ты прекрасен! Но только, что от тебя толку? Я пришла к тебе голодной и… голодной ухожу».

Тут говорится о том что человек приходит наг и уходит наг – мы ничего с собой не заберем.

Пост духовный.

Молитва Отче нашКогда было искушение Иисуса Христа в пустыне то как раз дьявол предложил все три вида искушения. Именно эти искушения он предложил в эдемском саду первым людям и люди не устояли. Человеку был дан труд: постнический (не вкушать от дерева познания добра и зла), интеллектуальный (Адам нарекал имена животным), физический труд (возделывать сад жизни). Но формула греха «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» была предложена дьяволом и этим он разорвал цепь послушания. Дух человека был связан с заповедью, душа жила духом, а тело жило душой – такая иерархия ценностей была установлена самим Творцом, но после грехопадения Бог удалил свое лице от человека и дух не мог быть автономным ему нужно было всегда чем-то жить, но жить было нечем и поэтому дух задыхался, он стал паразитировать на душе и начался поиск Бога во тьме в результате чего возникла множество псевдорелигиозных систем мышления (философия, магия, оккультизм и т.п.). В свою очередь душа тоже не могла оставаться автономной и стала паразитировать на теле, в результате этого страсти стали раздирать человека. Они стали неуправляемы волей и умом и растление стало развиваться с очень большой скоростью. Поэтому первый мир был истреблен Богом водой.

Пост интеллектуальный.

Пост интеллектуальный — это разные мнения, споры по разным вопросам, которые никогда не назидают человека.

В этом контексте часто противопоставляют религии науку. Но это совершенно невозможные вещи. Мы уже говорили, что наука имеет предметом своего изучения видимое и постигаемое, а религия – невидимое и непостижимое; наука принадлежит уму, а религия сердцу. Людям занимающимся естественными вещами, наукой нужно всегда помнить, что это две параллельные возможности, которые никогда не пересекутся в пространстве (нельзя сравнивать килограммы и километры).

Пост плоти.

О постеЕго можно выразить такой формулой: трудно стоять в истине не имея хлеба.

Поэтому первое искушение Христа в пустыне было указание на камни и предложение превратить их в хлеб, чтобы накормить народ. И народ, как сказал дьявол, пойдет за тобой. Да народ бы побежал за Христом, но любая свобода купленная за хлеб это уже не есть свобода. Христос сказал: познайте истину и истина сделает вас свободными, очень часто истина и хлеб не совпадают. Как раз часто за истину приходится бывать без хлеба.

О посте.О посте_

молитва Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое.

В оригинале ветхозаветного текста Бог имеет семьдесят имен, что соответствует числу потомков Ноя, родоначальников послепотопного человечества.

В каких же местах Писание говорит нам об именах Бога:

Бог — Свет — (Ин. 8:13

Бог – Любовь — 1 Ин 4:8

Бог Совершенство Мф 5:48

Бог Святость (Левитов 11:44

Бог Благость (Мф 19:17)

Согласно первому члену молитвы Господней, мы должны желать:

- Во-первых, чтобы Бог открылся нам и сказал Свое Имя – то есть сообщил то понятие, чрез которое мы узнаем Его.

- Во-вторых, узнав Бога, мы должны принять Его Откровение и признать Его Имя.

- В-третьих, признав Бога, мы должны стать сообразны Ему, чтобы Имя Его святилось в нас. Желать Бога – это значит желать добровольно принадлежать Ему.

-

Теперь обратимся к слову «СВЯТИТСЯ». Впервые с освящением мы сталкиваемся в самом начале Библии: «И благословил Бог седьмой день и освятил его» (Быт. 2:3). Понятие «святое», присущее любой религии как какой-либо предмет, место, изображение или изваяние, Бог поднимает на совершенно новый уровень. Он освящает день, то есть освящает время, которое нельзя удержать или присвоить. Во времени можно только жить.

Освятить Имя Творцазначит наполнить нашу жизнь Его содержанием. Но принять это может лишь тот, чья жизнь посвящена Богу, кто живет в Его свете (Ин. 8:12), и сам стал частью этого света: «Вы – свет мира» (Мф. 3:14); «Да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 3:16).

Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Учение Нового Завета о Царстве Божием, казалось бы, противоречиво. С одной стороны, Царство Божие уже приблизилось и настало (Мф. 4:17; Мф. 12:34; Лк. 17:21), а, с другой стороны, оно все еще должно прийти (Мф. 25:1; Ин. 18:36; Деян. 1:7). Однако противоречия исчезнут, если мы поймем, что Царство Божие пришло для тех, кто верит в Евангелие, в Иисуса Христа как Господа и Спасителя и старается жить по вере. В сердцах таких верующих царит действительный покой, тогда как мир напрочь этого покоя лишен.

Поэтому Царство Божие – это не время и не конкретное место, но состояние души, при котором человечество признает правление Бога.

В полноте это Царство наступит совершенно (Откр. 19:6), лишь когда вернется Спаситель. Мы не говорим в молитве: «Да будет создано», или «да сотворится», но говорим: «Да приидет».

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего. Св.Иоанн Златоуст говорит:

«В «хотеть» и «не хотеть» заключается все. То есть все зависит от того, хочет человек или не хочет. Великое дело: Бог по природе благ и всегда желает нам добра. Однако нужно, чтобы добра хотели и мы. Человек совершает свой духовный полет с помощью двух крыльев: воли Божией и воли человеческой. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно в полную меру, нам тоже нужно приклеить к другому плечу собственное крыло – волю человеческую.»

«Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом Божественным – и он летит. Если же воля у человека не развита, то он хочет взлететь, но летит кувырком». (Слова. Т-2., Духовное пробуждение. Старец Паисий Святогорец).

Три воли ведут борьбу за судьбы этого мира:

1. воля Божия, мудрая, полная любви, свободная, всемогущая, неизменно терпеливая;

2. воля сатаны, то есть сил тьмы, всегда злая, однако не имеющая всецелой власти над душами человеческими;

3. воля падшего человека – неустойчивая, колеблющаяся между призывом Божиим и обольщением дьявольским, наделенная страшной властью свободного выбора между Творцом и Его соперником, между жизнью и смертью, светом и тьмой, добром и злом.

Произнося слова «да будет воля Твоя», мы должны размышлять о том, помогаем ли мы Богу в осуществлении Его воли, или стараемся помешать в исполнении Его воли. А воля Бога состоит в том, чтобы люди были счастливы. Подлинное же счастье, как мы выше говорили, состоит в том, чтобы научиться делать счастливыми других. Потому что счастье – это сочастие, совпадение частей: моей части с Божественной частью. И когда такое произойдет – то человек по-настоящему обретет счастье.

У бедного старика, живущего в деревне был прекрасный белый конь. И хотя бедность его не знала пределов, а соблазнов продать коня было много, он не делал этого. Однажды утром, зайдя в стойло, он не обнаружил коня. Жители деревни стали ругать старика: «Ты глупец. Это было неизбежно. При твоей ли бедности хранить такую драгоценность? Лучше бы ты продал его и получил большие деньги». Старик ответил так: «Нельзя сказать, что счастье, а что несчастье, пока не пройдет время. Сейчас можно только сказать, что коня нет в стойле. Это – факт, а все остальное – лишь суждения. А как можно судить раньше времени?» Через 15 дней конь неожиданно вернулся, и не один, а привел с собой полдюжины диких кобылиц. И снова собрались люди. «Старик, ты оказался прав!» — восторженно удивлялись они. «Вы снова судите, не зная всего. Вы прочли лишь одну страницу книги, разве по ней можно судить обо всей книге жизни? Жизнь – это безбрежный океан». Но люди считали великим счастьем приобретение шести лошадей.

У старика был единственный сын. Он и стал объезжать этих диких лошадей и, упав из седла, поломал ногу. Опять собрались люди и стали судить: «Да, старик, ты оказался прав. Это несчастье. Хоть одна была тебе опора в старости, и вот на-тебе! Что ж теперь будет-то?» «Вот опять суждения ваши, — ответил старик, — Скажите просто: его сын сломал ногу. И только».

Спустя несколько дней на страну напал враг, и началась поголовная мобилизация всех молодых рекрутов. Только сын старика не был призван в армию, так как лежал с заживающей ногой. И снова собрались люди, они причитали, плакали, ведь из каждой семьи уходил сын и вернется ли он назад или нет – никто не знал.

Старик сказал лишь: «Не судите. Суждение – это застывшее состояние ума. Все равно никто не знает, благословение это или несчастье, пока не прошел путь до конца. Одна дорога заканчивается, другая начинается; одна дверь закрывается, а другая нас ждет уже открытой… Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая вершина. Шагая в гармонии вместе с Божьим мирозданием, вы можете поддерживать молитвой себя и своих сыновей на протяжении всей их жизни».

В чем же смысл счастья:

  1. Несчастья не боятся и счастья не искать (надеяться на Бога).
  2. Научится других делать счастливыми.

Нередко люди говорят: как быть счастливым, если я несчастлив?

Действительно, чувствам не прикажешь. Но мыслям, словам и делам приказать можно. Сделать что-то доброе, дать волю хорошим мыслям, сказать слова утешения кому-то – и постепенно внутренняя радость души победит и пробьется наружу. Воля Бога состоит не в том, чтобы навязать ее нам, но чтобы мы сами поняли: единственная возможность для нас жить по Его указаниям – это чтобы «Бог был все во всем» (1Кор. 15:28). Когда говорим: «Да будет воля Твоя», то эту Божию волю мы не всегда знаем. А чаще не знаем вовсе. Поэтому не следует ни о чем судить раньше времени, поскольку мы не можем знать, что для нас хорошо, а что нехорошо. Именно это, с нашей точки зрения, «нехорошее», завтра превратится по милости Божией в свою противоположность.

Что же такое свобода:

Свобода – это возможность и право человека принимать решение исходя из внутренних побуждений, которые могут быть интеллектуальными, чувственными, инстинктивными – то есть возможность осуществлять свои желания и реализовывать во внешнем мире свое «я».

Есть разные уровни и виды свободы, поскольку демон убеждал Еву, что заповедь дана для того, чтобы лишить людей возможности быть властителями бытия.

Свобода – это выход из тварного, опредмеченного и страстного состояния, это приобщение к Божественным совершенствам.

Поэтому Евангелие – это свет, который трудно переносим для людей погруженных в пороки. Поэтому они и пытаются погасить этот свет путем насилия (революции) или извратить смысл христианского учения (через философию).

Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

Какой смысл мы вкладываем в просьбу о хлебе насущном?

Не желаем ли мы подчеркнуть, что нам надо очень мало? Христос учит здесь молиться примером молитвы царя Соломона:

«Двух вещей я прошу у Тебя, Господи! Не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня; нищеты и богатства не давай мне; питай меня хлебом насущным» (Прит. 30:7-8).

Мудрый царь твердо знал, что и бедность, и богатство в своих крайних проявлениях представляют опасность. Не случайно еврейская молитва звучит так:

«Боже, не дай мне богатства, дабы я не забыл в нем Тебя; но не дай мне, Боже, нищеты, чтобы я не начал красть и этим бесславить Твое святое Имя».

И бедность, и богатство, таким образом, связаны с суетой:

- Бедность заставляет постоянно думать о пропитании и напрягаться, зарабатывая себе на жизнь.

- Богатство же не то, что для своего умножения, но даже и для поддержания, требует положить на это всю жизнь, все время, все физические и душевные силы. С этой точки зрения и богатый, и бедный приходят к одному и тому же – целью оказывается то, что должно быть лишь средством. С другой стороны, нельзя считать, что богатство — это что-то совсем плохое. Напротив, богатство следует ценить, если благодаря ему обеспечивается материальная возможность заниматься тем, что действительно важно.

Но почему же тогда Господь говорит: «Горе вам, богатые» (Лк. 6:24)? Да потому, что вместе с богатством человек получает власть над людьми, а это часто ведет к жизни во лжи. Не потому, что богатые должны лгать, нет, но ложь будет преследовать его в тех людях, которые желают его покровительства, а, следовательно, искренность и настоящая дружба будут вытесняться из его жизни. Но все материальное непостоянно, поэтому положиться на таких друзей нельзя. Христос и Сам предупреждал: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 11:3).

И богатые, и бедные приходят к одному и тому же – целью оказывается то, что должно быть лишь средством.

В молитве говорится: на сей день.

Господь желает обратить наше внимание на то, чтобы мы умели ценить и наполнять смыслом каждый наш день, а не приносили жизнь в жертву мгновению.

Каждый день имеет ценность сам по себе. «Насущный хлеб» — это не только все необходимое нам для жизни, но и то, на что затрачен наш труд – интеллектуальный и физический.

Дармовой хлеб во времена Христа называли «хлебом позора».

Царь Давид говорит: «За свою жизнь я не видел праведника оставленным, и потомков его просящих хлеба» (Пс. 36:25).

Давид знал: там, где община народа Божьего – там «пришелец и сирота, и вдова едят и насыщаются» (Втор. 14:29).

Обратим внимание и на то, что в просьбе о хлебе насущном ясно подразумевается, что в заботе о материальных желаниях, в отличии от материальных нужд, нет места молитве. То есть «хлеб наш насущный» значит то, что только необходимо для нашей природы в каждое конкретное время. Здесь не различаются потребности духовной и материальной природы. Мы желаем, чтобы открывшийся в нас начаток духовной жизни был поддержан, так как он окружен чувственной природой и стихиями этого мира, и без поддержки может быть поглощен материей.

Мы желаем также, чтобы и чувственная природа была удовлетворена именно для того, чтобы она могла послужить средою и орудием нашей духовной жизни.

- Поэтому «хлеб насущный» для духа – это все те воздействия свыше, которые поддерживают нашу добрую волю и питают нашу духовную жизнь. Мы просим этого сверхсущностного хлеба, потому что знаем, что источник нашей духовной жизни содержится не в нас самих, а свыше, и что отделенная от этого источника, она иссякнет.

- Но мы просим хлеба насущного и для нашей плоти, то есть всего того, чем обеспечивается наша материальная жизнь – ибо наша плоть есть та земля, из которой должно вырасти дерево вечной жизни. Через это прошение мы верим, что и материальная жизнь, и весь порядок природы зависит окончательно от Творца. Таким образом, прошением о хлебе насущном мы освящаем нашу материальную жизнь, соединяем ее с волей Божией.

 «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» - это прежде всего обет воздержания, когда допускается только необходимое, и исключается все лишнее.

То есть уже простым воздержанием отнимается у нашей материальной жизни ее греховный характер. Соглашаясь на воздержание, мы свидетельствуем, что материальная жизнь сама по себе (автономная, отделенная от Бога) не есть для нас цель и благо. Мы желаем то л ь к о н а с у щ н о г о и только д н е с ь, где словом «насущный» полагается предел плотскому помышлению.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

В чем смысл счастья, Бедность и богатство

Апостол Иоанн ясно учит, что «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя и истины нет в нас» (1Ин. 1:8-9).

В мире есть две ложные идеи:

Будто праведник не может ошибиться.
Будто, совершив ошибку, он теряет все свое величие.

Ни Авраам, отец избранного народа, ни апостол Петр – первый камень Церкви Христовой – не потеряли своего величия. Один, когда спустившись в Египет, ввел в обман фараона (Быт. 12:10), а другой, когда с клятвою отрекся от Господа (Мрк. 14:66-72). Недаром сказано: «Семь раз упадет праведник и встанет» (Пр. 24:16).

Через весь Ветхий Завет проходит идея «меры за меру», которая учит народ, что все обстоятельства жизни – не слепой случай, а результат Божественного провидения. Спаситель желает напомнить нам, что происходящее наверху исходит от нас самих: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Мы едины в своей сущности и в своем характере. Никто из нас не завершен, все мы дополняем друг друга, каждый вносит то, чего недостает другому, каждый добавляет штрих к совершенству другого. Подобно грандиозной загадке из мозаики, мы соединяемся, чтобы составить единое совершенное целое. Бог смотрит на человечество только как на целое, как смотрел Он на Адама (одно из значений Адама – землянин). Следовательно, лишь видя результаты всех людей, можно сказать о возможностях каждого. Отец смотрит на нас, играющих в свои «игры» детей с искренней любовью, и готов простить нам все, только бы мы сами нашли общий язык и простили друг другу (Мф. 5:23 24).

Для Бога не так важно внешнее соответствие между деянием и возмездием, как важно само внутреннее наше расположение. Прощение смывает последствия внешних обид и очищает от греха наше прошлое.

Связав себя верою (вера – religare, лат.) с началом всякого добра, мы получаем свободу от принудительной власти над нами греховного начала.

С — в о — б о — д а:

совесть (-с-)

водительство (-во-)

Богом (- Бо-)

данная (- да-)

Мы перестаем быть невольниками греха, как только признаем над собою волю Божию. Иметь свою только волю – значит для нас не иметь воли и быть несвободным. Ибо наша воля уже подчинена греху, подчинена по рождению, то есть н е в о л ь н о.

Вы, кто хоть раз от смерти не воскресли,
Вам не понять, к чему я все веду.
Он вытрет слезы, буду плакать если,
И он поднимет, если упаду,

Собой закроет спину в пьяной драке…

Я знаю все. Ну, кроме одного –
Как смог он вереск вырастить и маки
на пепелище сердца моего?

О прощении:

Марка 1:4

 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 

Луки 1:77

77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 

Деяния 5:31

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. 

Деяния 10:43

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. 

Деяния 13:38

38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;

Псалом 129:4

 4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. 

Даниила 9:9

9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него 

Луки 24: 47

 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 

К римлянам послание ап.Павла 3:25

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 

К ефесянам послание ап.Павла 1:7

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 

К колоссянам послание ап.Павла 1:14

14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 

Как мы видим много стихов нам говорит о том, что мы ровно тогда получаем прощение от Бога, когда сами научимся прощать своих ближних.

Аудио запись этой лекции:

 

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>