ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы.

Лекция №1

Предмет: История Церкви.

Лектор: Отец Анатолий Черногор.

от 22.10.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Братья и сестры, во время первых лекций я, к сожалению, не вела аудио запись, но уже с 2-ой лекции и во всех последующих лекциях вы сможете послушать запись урока в аудио формате.

ТЕМА: История создания Церкви.

Рекомендуемая литература: А.Л.Дворкин «Очерки по истории Вселенской Православной церкви».

1.1 Начало Церкви.

Церковь — это богочеловеческий организм – это школа для грешников, в ней мы получаем прощение грехов.

Первые труды по распространении Церкви Христовой были возложены на апостолов, после дня пятидесятницы они разошлись с проповедью по миру. 

Вначале все христиане были святые. История создания Церкви

Среди апостолов только Иоанн умер своей смертью, все остальные мученической.

Во всех местах, где апостолы благовествовали, они основывали церковную общину и давали этой общине священство. После смерти апостолов проповедь Евангелие была возложена на сами христианские общины.

1.2 Мужи апостольские и церковное устройство.

Мужи апостольские  — первые люди, которые приняли апостольство на себя.

Мужи апостольские это люди, которые были учениками апостолов и которые стали первой эпохой в истории Церкви послеапостольского периода.

Первые:

- Климент Папа Римский.

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы. Кли́мент I - апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский (4-й Папа Римский), один из мужей апостольских. Широко почитался в Древней Руси. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. 

Исторических свидетельств о Клименте сохранилось мало. Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в Флп. 4:3:

«Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.»

Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым ПетромИриней Лионский упоминает Климента как современника апостолов.

Согласно православному житию святого Климента, написанному на основе раннехристианских источников, он происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями к Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями, Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены.

В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика. Впоследствии, на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Никифора I) море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.

- Поликарп Смирнский

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы. Епископ Поликарп (ок. 70 — 23 февраля 156) — ученик апостола Иоанна, им поставленный в епископа Смирнского. По выражению Иеронима, он был «вождём всей Азии» в христианстве. Образовал около себя круг учеников, из которых особенно чтил его память Ириней Лионский. Ездил к папе Аниките в Рим, где спорил о времени проведения пасхи, как о том свидетельствует Ириней: Ибо Аникита не смог убедить Поликарпа прекратить празднование [пасхи в 14-й день нисана], благо таковые вещи всегда соблюдал и Иоанн ученик Господа, и прочие апостолы, с которыми он [Поликарп] общался.

Поликарп в детстве остался сиротой и был усыновлён вдовой-христианкой Каллистой. После смерти приёмной матери он раздал всё имение бедным и стал вести аскетический образ жизни. Он был любимым учеником престарелого уже Иоанна Богослова, и был рукоположён первым епископом Смирны Вуколом в дьяконы, а затем (около 110 г.) сам стал епископом. Активно боролся против гностиков и учения Маркиона. Поликарп, отказавшийся отречься от Христа, был заживо сожжён на 86-м году жизни. Из всех мучеников он первый, чья смерть в подражание Христу была подробно описана, в «Окружном послании Смирнской церкви к другим церквам». Это описание приведено и в «Церковной истории» Евсевия. Является самым ранним свидетельством существования у христиан культа мучеников за веру.

В истории христианства Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви (Ириней Лионский). По значению среди «апостольских мужей» с ним могут сравниться только Климент Римский и Игнатий Богоносец, который адресовал ему особое послание. Вот как пишет о Поликарпе его ученик Ириней: Я еще мальчиком видел тебя в Нижней Азии у Поликарпа: ты блистал при дворе и старался отличиться. Я помню тогдашние события лучше недавних (узнанное в детстве срастается с душой). Я могу показать, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу рассказать о его уходах и приходах, особенностях его жизни, его внешнем виде, о беседах, какие он вёл с народом, о том, как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении. Поликарп и возвещал то, что принял от видевших Слово жизни, это согласно с Писанием.

Из собственных сочинений Поликарпа сохранилось только «Послание к Филиппийцам», в котором епископ, опровергая Маркиона и прочих гностиков, всячески превозносит апостола Павла и цитирует его писания. Это едва ли не первый текст, в котором присутствуют цитаты из Евангелий от Луки и Матфея, а также Первых посланий свв. Петра и Иоанна.

Святой священномученик Поликарп дожил до старости и был замучен в гонение императора Марка Аврелия (второй период гонений, 161-187 гг.). Он был сожжен на костре 23 февраля 167 г.(http://azbyka.ru/).

Если коротко, то Поликарп раскрывает учение о жертве Христа за нас.

- Игнатий Богоносец.

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы. Святой Игнатий был учеником святого Иоанна Богослова. Богоносцем он назван, потому что Сам Иисус Христос держал его в Своих руках, когда сказал знаменитые слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Матфея 18:3). Кроме того, святой Игнатий был как сосуд, который всегда в себе носил имя Божие. Около 70 года он был рукоположен в епископа Антиохийской Церкви, которою он управлял больше 30 лет.

В 107-ом году, христиане со своим епископом, отказались принимать участие в разгуле и пьянстве которые были устроены по случаю прибытия императора Траяна. За это император послал епископа в Рим на казнь со словами «Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа.» Святой Игнатий был отправлен в Рим. Антиохийские христиане сопровождали своего епископа до места мучения. По дороге многие церкви присылали своих представителей, чтобы приветствовать и ободрить его и всячески ему показать свое внимание и уважение. С пути святой Игнатий написал местным церквам семь посланий. В этих посланиях епископ убеждал сохранить правую веру и повиноваться богоучрежденной иерархии.

Святой Игнатий с радостью пошел в амфитеатр, все время повторяя имя Христово. С молитвою к Господу он вышел на арену. Тогда выпустили диких зверей и они с яростию растерзали святого, оставив от него только несколько костей. Антиохийские христиане, которые сопровождали своего епископа до места мучения, собрали эти кости с благоговением, завернули их как драгоценное сокровище и отвезли в свой город.

Память святаго священномученика Игнатия Богоносца празднуется, в день его преставления, 20 декабря/2 января. (азбука)

Богословское учение св. Игнатия

Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.

В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви. В его послании к Смирнянам впервые употребляется понятие «Кафоличность церкви» (Смирн.8.2).

Ключевая фраза в экклезиологии Игнатия — επι το αυτο — выражение, которое он использует как технический термин для обозначения евхаристического собрания, то есть Церкви.

Говоря о местных Церквах, он прилагает к ним причастие от глагола παροικεω, что обозначает временное пребывание на чужбине.

Священомученики Климент и Игнатий раскрывают учение о Соборности Церкви, церковной структуре, а также богослужении.

- Дидахэ

Дидахэ (учение двенадцати апостолов) — «Учение Господа народам чрез 12 апостолов», сокращённо Дидахе́ — наиболее ранний из известных (конец I — начало II века) памятников христианской письменности катехизического характера; также памятник церковного права и богослужения.

Дидахе состоит из двух частей.

Первая часть (главы 1—6) содержит нравственные заповеди в виде т. н. «учения о двух путях»:

  Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие.  

Вторая часть (гл. 7—10) посвящена вопросам церковной жизни: крещение, пост, молитвы, причащение, правила об апостолах и епископах.

Дидахэ передает нам первые записанные евхаристические молитвы.

Вышеупомянутые святые отцы изложили учение о церкви, священстве, евхаристии, церковной дисциплине таким, каким его и передали святые апостолы.

ТЕМА: Гонения на Церковь.

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы.

3 периода гонений:

I период — от Клавдия – до Нерва (37-98гг)

II период — от Нерва – до Дэкия Трояна (98-251 гг)

III период — от Деция Трояна (251-305гг)

В Риме к религии было 2 подхода:

- либо религия относилась к законной

- либо религия относилась к незаконной (христианство)

Когда Римская империя завоевывала территории то она принимала ту религию, которая была присуща завоеванной территории (что бы народ не бунтовал), но так как христианство не было коренной религией то ее воспринимали как атеистическую.

Причины и мотивы трехвековых гонений на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества, отступники от государственных божеств, последователи запрещенной законом магии, исповедники недозволенной законом религии. Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания, так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время гонения Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке.

По законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего – смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был «враг» в самом широком смысле этого слова. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства – этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия – великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала «безбожников». При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Гонения не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни.

Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: «нет дождя, следовательно, виноваты христиане». Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: «сhri stianos ad leones»! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические – непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные – отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.(http://azbyka.ru/)

I период гонений на Церковь.

В I период гонений Христиан воспринимали язычниками, как некую иудейскую секту, но со времени императора Нейрона (60-68гг) христианство стало восприниматься как отдельная религия. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым гонением считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя – царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину.

Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан.

Основные обвинения христиан состояли в безбожии (так как не признавали римских богов) и в безнравственной жизни.

В I период гонения были фрагментарные и зависели от воли императора.

При Нероне пострадали апостолы Петр и Павел.

II период гонений на Церковь.

Во ІІ период гонения приобрели государственный и систематический характер, воспринимали как государственную религию, потому что она являет угрозу государственности.

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180).

Второе Гонение от язычников Римской империи

Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.

Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни:

Вместо эгоизма – проповедывала любовь,

На место гордости ставила смирение;

Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров, учила воздержанию и посту,

искореняла многоженство,

возвысила значение рабов,

призывала богатых к милосердию и благотворительности.

Императоры издавали эдикты в которых повелевали казнить христиан за их веру.

Например, император издавал указ казнить только за имя Христово (так как Рим увлекался законами и все записывалось, поэтому нам дошли письма с описаниями, за что и почему казнили).  А иные императоры не преследовали христиан.

В этот период Троян издал 2 эдикта: все христиане должны принести жертву на иудейском кладбище и отречься, а если не хотят, то можно купить откупное

Траян (98-117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение.

Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова. 

III период гонений на Церковь.

В ІІІ период все печали империи ложились на христиан (неурожай – из-за христиан, так как они не молятся римским богам…и т.д.).

С началом ІІІ периода к государству в деле гонения христиан примыкает и народ (язычники).

Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью это ужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.

Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.

В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский.

А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Гонение продолжалось только около двух лет.

Эпоха гонений заканчивается правлением Деокритиана. Во время своего правления он издал 4 указа, все они изданы в 303 году.

І указ: запрет храмового богослужения для христиан

ІІ указ: в ссылку были отправлены предстоятели всех церквей.

ІІІ указ: в ссылку отправлены все те кто не принесли жертву языческим богам.

IV указ: всех христиан осуждали насмерть.

1 эдикт: 
     Богослужебные собрания христиан запрещаются; 
     Христианские храмы разрушаются; 
     Списки Священного писания отбираются и сжигаются; 
     Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав; 
     Христиане, рабы навсегда теряют возможность освобождения; 
     Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.

2 эдикт: 
     Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.

3 эдикт: 
    От всех заключенных в темницу христиан требовать чтобы они принесли жертву идолам; 
     Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.

 4 эдикт: 

     Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книги были сожжены, драгоценности разграбленны, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола и возраста.

 

ТЕМА: Распространение Церкви с начала ІІ века.

История создания Церкви. Гонения на Церковь. Православные курсы.

Христианство распространялось с необычайной скоростью. Главным объектом проповеди была Римская Империя, однако апостолы ходили проповедовать и далеко за ее приделы.

В 216г. Появляется первое официальное христианское государство – Эдесское Царство (Осроена). Сегодня – Сирия, Турция.

Во ІІ веке христианские общины уже существовали в Британии и Иордании. Территория Египта была христианизирована с кон. ІІ века.

Проповедью христианства занималась община. Знания передавались устно, ходили сборники высказываний Христа.

Вера христианская передавалась главным образом в виде устной передачи.

Вера была живой и сердечной, однако христиане столкнулись с греческой философией, которая требовала объяснений всему. Эта философия пыталась логически объяснить церковные догматы. В результате возникают ереси.

Первые ереси относятся к догмату о Троице.

Ересь – изменение учения.

Возникли 2 течения ереси:

- динамизм.

- модализм

Для динамистов истинным Богом был только Отец. Христос и Дух были Его безликими силами.

Для модалистов Бог был единой монадой, которая меняла свои лица.

Церковь давала ответ на эти ереси путем Соборных решений.

Эти ереси были осуждены на Александрийском Соборе 261 года.

Кроме ересей так же возникают и первые расколы.

Самый главный – монтанизм.

Его основатель фрегиец – Монтан (теперешняя территория Македонии, Болгарии).

Они не признавали церковную иерархию, осуждали любого вида роскошь, вели очень бедный образ жизни, проповедовали постоянно конец мира (эсхатолицизм).

Раскол Церкви также произошел в Карфагене и Риме.

После жестоких гонений Декия Трояна в Церкви появились отпавшие.

Раскольники Нова и Новациан говорили о том, что покаяния для таких людей не существует, но Киприан Карфаген и Корнелий Римский путем Соборных решений выразили мысль, что Церковь это не заповедник святых, а школа для грешников и епископ как наследник власти апостола Петра ( «вязать и вершить грехи») имеет право принимать отпавших в церковное сообщество.

Это решение было сформировано на Карфагенском Соборе в 251 г.

Новак и Новаций объединились, в результате чего возникает раскол Новациан.

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>