КАТЕХИЗИС

Что такое Троица. ІІІ Символ Веры. Почему воскресенье, а не суббота. Почему есть зло. Что такое грех. Последствия грехопадения. Православные курсы. Православный Катехизис.

Лекция №3

Предмет: Православный катехизис.

Лектор: Чернышов Виктор Михайлович.

 от 17.11.2014

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Предыдущая лекция №2 по этой ссылке.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

ТЕМА: Постулат о Троице. Что такое Троица.

Сообщение древним евреям о Пресвятой Троице во всей полноте не было полезно, ибо явилось бы для них ни чем иным, как возвращением к многобожию. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета достаточное число указаний на троичность лиц Бога.

Указание на множественность Лиц содержится уже в первом стихе Библии:

«Вначале сотворил Бог небо и землю».

Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элохим» — во множественном, и буквально означает «боги».

Свт. Филарет (Дроздов) Московский пишет об этом так: «В сем месте еврейского текста слово «элохим», собстенно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение «сотворил» показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения».

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в других местах Ветхого Завета:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26);

«И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3:22);

«И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11:6-7).

Геометрическое выражение Троицы.

Чаще всего, наверное, Троицу представляют в виде треугольника. Обычно она принимает такой вид:

Что такое троица

Отец – не есть Сын, Сын не есть Дух Святой, Дух Святой не есть Отец – это Троица единая и трехипостасная. Каждая ипостась определяет себя как Бога — один по существу, но троичен в лицах.

Заметьте, что хотя у треугольника три угла, он один. Обратите также внимание, что все углы треугольника должны быть неотделимы и одновременны. В этом смысле такую модель Троицы можно считать приемлемой, но не совершенной, поскольку треугольник конечен, а Бог бесконечен.

Все попытки рассудочно осмыслить тайну троического бытия привели к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Одна из первых ересей – Арианство.

Основоположником этой ереси является александрийский пресвитер Арий ( 1 пол. IV-го века). Схема рассуждений ария такова: если Сын не сотворен из ничего, значит Он происходит из сущности Отца, а если Он еще и собезначален Отцу, то между Отцем и Сыном вообще невозможно установить никакой разницы, и мы, таким образом, впадаем в саввелианство. Кроме того, происхождение из сущности Отца обязательно должно предполагать разделение Божественной сущности, что само по себе нелепо, ибо предполагает в Боге некоторую изменчивость. Поэтому единственным выходом из вышеуказанных противоречий Арий считал безусловное признание сотворение Сына из ничего.

Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:

  • 1. Сын сотворен Отцем из ничего, и, следовательно, Сын имеет тварное начало, то есть начало Своего Бытия.
  • 2. Природы Отца и Сына принципиально различны, причем Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира.
  • 3. Дух Святой есть высшее творение Сына и, тем самым, по отношению к Отцу является как бы «внуком».

В 325 году император Константин Великий созвал Первый Вселенский Собор, на котором Арий и его учение было осуждено. Отцы Собора составили Символ веры в 7-ми членах. В текст Символа был внесен термин «единосущный», посредством которого Отцы Собора выразили учение об отношении Божественных Лиц.

В Символе Веры все слова из писания, кроме одного слова – «единосущный».

Во Христе соединено 2 начала – Бог и человек.

Две Его природы соединяются в одной Личности.

Христос Богочеловек

Места, где указано, что у Христа Богочеловеческая природа:

Тим 3:16 16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

1 Иоанн 5:20 20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 

Иоанна 20:28 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Рим 9:5 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Исаия 54:5 5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. 

Согласно 4-го Вселенского Собора Божество и Природа соединяются в природе Иисуса Христа через 4-ри «не»:

- неслитно

- неизменно

- нераздельно

- неразлучно

ІІІ-ий Символ Веры.

«Нас ради человек и нашего ради спасения, сошедшего с небес…»

Искупительная жертва была решена намного раньше нашего бытия. Все абсолютно включено в поток времен, но Бог вне времени, над временем!

Человек через веру («вера» — осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом) во Христа, сораспинаясь Ему, делается участником Искупления, то есть наследником и сопричастником вечной жизни.

Мы верим Спасителю и так становимся сопричастниками Его жизни, Его тайны, Его победы.

Почему мы чтим воскресенье, а не субботу?

Нельзя говорить — Христос поменял субботу на воскресенье, отменил субботу. Он не отменил субботу, а исполнил закон, а по вере в Исполнившего мы причастны этому исполнению. То есть Христос стал для нас живой субботой, так сказано – конец закона Христос. Он исполнил этот закон, значит мы, по вере в исполнившего, причастны этому исполнению. И поэтому для нас не календарный седмичный день обозначает субботу, как это у евреев, а для нас это состояние души, состояние покоя. Потому что любой седмичный день для нас является субботой, потому что Христос сказал у Матфея 11: 29-30: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою (то есть дам субботу)  вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой (покой – субботу) душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко…».

По вере в распятого мы причастны этому исполнению, сами мы на Крест не входим, мы не проливаем Кровь, но мы помазываем косяки наших сердец верою во Христа,  что бы ангел-губитель не имел всецелой власти над нами.

Через искупительную жертву нам открывается путь к богосовершенству.

Почему есть зло, смерть, насилие, войны?

Ведь мы утверждаем, что Христос победил ад, а в тоже время это все параллельно существует.

Но! Христос дал нам потенциальную возможность для борьбы с грехом. Можно подумать, что Он освободил нас от рабства смерти и мы стали бессмертными по вере в Него, но нет! Только представьте, что мы, по вере во Христа, живем вечно в нашем жестоком мире! Ужасно было бы! Когда мир растлился, Бог кардинально покончил с этим – потоп напустил на Землю! Поэтому очень мудро со стороны Бога, что мы смертны!

Противоположные полы (мужчина-женщина) – это некое, слабое, противоядие против смерти, конечно, каждый человек умирает, но человечество продолжает жить.

Не смотря на то, что Христос умер и открыл нам путь к свободе, для нас остается возможность выбора! Он никого насильно в Царство Небесное не тащит, Он говорит: «…избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19); в другом месте говорит “се, грех лежит у порога дома твоего, он влечет тебя, но ты властвуй над ним” (Быт. 4).

Главная мысль по ІІІ Символу Веры – то, что сделано Христом, сделано для вечного бытия мира. Востановленна гармония жизни в вечности: зло уничтожено на кресте и поэтому дана возможность святости. Побеждена смерть, потому что Воскрес Христос и нас ждет всеобщее Воскресение. Но процесс земной жизни продолжается по-прежнему, и могло ли быть иначе? Мир лежит во зле, как и после грехопадения, потому что оно запечатлено в Его тленной телесности. Идет процесс, которому постепенно, через веру, души человеческие приемлют то, что им дал Христос (духовный рост).

В искуплении приносится Абсолютная жертва, это значит, что она принесена для всего человечества.

ТЕМА: Что такое ГРЕХ.

Единственным препятствием во взаимоотношениях человека и Бога есть ГРЕХ.

  1. Грех – есть беззаконие.

1 Иоанна 3:4 4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

Иаков 1: 14-15 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

  1. Грех – есть несправедливость. То есть уклонение от правды.
  2. Грех – это промах мимо цели (наша цель спасение бессмертной души).

Мы должны преобразовываться в Образ Христа, чем больше Образ просматривается, тем человек образование.

  1. Грех – это преступление – вторжение по своеволию в область Божественной власти.

Грех это всегда добровольный и положительный выбор, сосредоточение чувств на собственном «Я».

  1. Грех – это есть неверие.

1 Иоанна 5:10  10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. 

Как развивается грех.

Он как вирус, сначала вкрадывается в нашу жизнь и «говорит» — не бойся…у тебя впереди еще целая жизнь, ты молод, не бойся…ведь сказал же Господь «не изгоню и не покину тебя, до семи я раз прощаю» – впусти, а когда грех входит в нашу жизнь, то тогда дьявол уже показывает совсем другой стих – «ибо, если мы имеем познание истины произвольно грешим, то нет более жертвы искупления за грех», говорит – всё, ты уже хулил на Духа Святого, тебе уже ничего не поможет, живи, как хочешь. Даже если мы скользнули к греху – сатане нельзя верить. Христос сказал – «Но приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37)». Церковь имеет инструментарий, что бы освобождать человека от бремени греха.

Даже если ноги скользнули к греху, всегда нужно крепко держаться за руку Христа. Как говорил старец Зосим: Христос нас любит и в грехе. Он ненавидит наш грех, с грехом он сражается, а нас в нем Он любит!

Динамика греха.

Пример Нила Сорского:

- прилог

- сочетание

- сложение

- пленение

- болезнь души

Православные рассматривают грех в контексте медицинских терминов, а католики в контексте юриспруденции (образно говоря: Бог это грозный судья, Христос это адвокат, дьявол это прокурор).

Под прилогом подразумевается обращение человека к будущему объекту страсти, может возникнуть от простого слова, набега мысли, какого либо предмета, воспоминания, запаха, ассоциации…

Прилог еще не означает самой страсти, как повод не означает активных действий.

Сочетание – душевная заинтересованность предметом страсти (нужно отсекать от себя помыслы).

Сосложение – высшее проявление сочитания, заинтересованность перерастает в напряженную интенсивную и почти не управляемую доводами рассудка жажду обладания предметом своего вожделения.

Энергия сосложения, это подсознательный коммуникативный канал связи между субъектом и объектом страсти.

Тогда вместо двух воль, двух энергий происходит поглощение одной воли другой.

Формула греха: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

Пленение – желание и страсть переходит из области страстных помыслов в само действие. Это трудная борьба. На этом этапе страсть переходит в болезнь души.

Существуют три измерения верующих людей по отношению к Богу:

І Ступень раба.

Ступень раба – это размышление о смерти, которое открывает сердце от привязанности к миру. Рабы служат за страх быть наказанными; путь таков – когда мы грешим, не любим и не хотим каяться, то без ропота нужно терпеть те скорби, болезни, которые Господь посылает для нашего очищения.

ІІ Ступень наемника.

Ступень наемника – человек, борющийся с грехом. Борющийся с грехом чувствует, по временам, как благодать его утешает; он опытно знает, что ту радость, которую ему дает благодать изменить ничто не может, а поэтому ищет Бога, как источник вечной радости и нетленного Света.

Наемники служат за награду; путь таков — если грешить, то каяться, и по мере сил творить добрые дела.

ІІІ Ступень Сына.

Ступень сыновства – у человека просыпается любовь к Богу, и он ищет уже самого Бога, а не Божьих даров, здесь он ощущает Бога, как высшую любовь, его единственная цель этой любви не лишится.

Сыновство – путь совершенства, путь любви, путь святых праведников, мучеников, преподобных. Не грешить и творить добрые дела.

Эта ступень доступна очень не многим, однако если человек останется даже на ступени раба, но будет служить Богу, как преданный раб он достигнет спасения, потому что начало мудрости – страх Божий.

В 8 веке жила юродивая, она ходила по городу, днем в одной руке держа факел, а в другой ведро воды. Когда её спрашивали «зачем?», она объясняла: «Факелом я хочу поджечь рай, а этим ведром хочу залить адский огонь! Я хочу, чтобы люди любили Бога ради Бога, а не ради наград в вечности и не из-за страха гореть в вечном огне».

Таким образом І ступень это отвержение того что стоит между человеком и Богом (грех).

Таким образом ІІ ступень это приобретение того что соединяет душу с Богом (заповеди).

Таким образом ІІІ ступень – само соединение души с Богом (благодать).

Этапы борьбы апостолов с грехом:

У Матфея символ ангел – это І ступень, только приходит к Богу, человеческая ступень. Осторожно начинает постигать азы христианства.

У Марка символ лев – символ свирепости, силы, борьба с грехом идет по-настоящему, этот человек духовно подросший, символизирует без компромиссную борьбу, в которой он всегда должен побеждать.

У Луки символ теленок – символ смирения, кротости, это путь монашества, он не должен быть злобен, он, может быть, обижаем, но никого не обижать, потому что сила Божия совершается в немощи.

У Иоанна символ орел – то, что летает в поднебесье, не имеет ничего на земле, оставляет обители земные и влачится к небу, он уже парит на грани двух миров: вечности и временного бытия.

В раю заповедь «не вкушай» была дана Адаму, как испытание его свободной воли. С целью сознательного утверждения человека в добре и попускается дьяволу искушать человека. Если бы не было искушения, то как бы определялась наша свобода? Если бы не было этого древа преткновения то, как тогда определить, что мы действительно верны Богу, через что? В данном случае если он устоит, то тогда он образ и подобие Бога. Дьявол попускается Богом в Эдемском саду.

Каждому из фигурантов этого порочного круга перекладывания ответственности Господь  разрубил четырьмя проклятиями, Он каждому определил меру наказания:

Адаму – в поте лица добывать хлеб свой;

Еве – в муках детей рожать;

Змею – на земле ползать и питаться падалью;

Четвертое проклятие – это смерть. Отныне все подчинено времени (прах ты и в прах возвратишься).

Человеку предложен:

- труд физический (Бытие 2:15 15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его).

- труд интеллектуальный – наречение имен животным (Бытие 2:20 20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему).

- постнический труд – испытание свободной воли человека («не вкушай»).

Бог стремится к тому, что бы наши мысли, наше восприятие, понимание и познание вещей было как у Бога. Мы должны ориентироваться на то, что сказал Бог, а не на то, что сказано умными людьми, философами, не обольщаться на пустую философию, она не назидает человека.

Грехопадение – не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий, состояний.

Как говорит Блаженный Августин: «Хотя и в том одном грехе, который через единого человека вошел в мир и перешел на всех людей (Рим. V, 12), почему крестятся даже младенцы, можно различать много грехов, если подразделить его на свои, как бы отдельные члены. Там есть и гордость, так как человек захотел подчиняться более себе, нежели Богу; и поругание святыни, так как низверг себя в смерть; и духовное прелюбодеяние, так как непорочность человеческой мысли была погублена змеиным советом (Быт. III, 4); и воровство, так как была похищена запрещенная снедь; и алчность, так как он домогался большего, чем было нужно; и иное, если что можно найти в этом одном проступке, хорошо подумав».

Главное что теперь для человека окружающий мир стал представлять в эгоцентрической перспективе, это значит, что человек себя поставил в центр мироздания.

Начало гордости – удаление человека от Бога. Гордость это стремление стать Богом помимо Бога.

Согрешив – человек остановил к себе приток божественной благодати. Теперь Бог для человека – источник страха.

Последствия грехопадения.

Иерархия ценностей до грехопадения была таковой: Дух жил заповедью, душа — духом, тело – душой.

- дух попадает в зависимость от души: возникают ложные умонастроения (оккультизм, магия, спиритизм);

Дух паразитирует на душе: дух не имеет в себе самодостаточности, ничто не самобытно, потому что самобытен только Бог (не имеет внешней причины Своего бытия). Не правильное состояние: слияние духовного и душевного (это наука, философия, искусство). Душевное воспевает торжество плоти, красоту земного, это не воспевает Бога.  Дух всегда должен доминировать (духовное это то, что вращается в орбите религиозной жизни: Евангелие, песнопение, молитва – то, что ведет в Царствие Небесное).

- душа паразитирует на теле;

- тело поддерживает свою жизнь за счет жизни других живых существ.

Кровь, пролитая на земле – первая кровь была пролитая самим Богом – он убил животное, что бы прикрыть наготу человека, эта жертвенная кровь указывала на будущую Голгофскую жертву, где опять кровь прольется, но опять она будет для того, что бы покрыть не обнаженные чресла человека, а покрыть его греховное состояние.

Тление души.

Тление в двух значениях:

  1. Подверженность естества страдательному состоянию (болезни, скорби, усталости, физической боли и т.п.).
  2. Означает разрушение, распадение целостного на составляющие элементы.

Тление души – дезинтеграция сил разума воли и чувств, где человеческий разум омрачается и перестает различать добро и зло.

Сердце оскверняется до этого неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием, а воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной ко злу.

Аудиозапись этой лекции:

 

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>