КАТЕХИЗИС

8 и 9 члены Символа Веры. Что есть Церковь Христова. Что такое хула на Святого Духа.

Лекция №6

Предмет: Православный катехизис.

Лектор: профессор Чернышев Виктор Михайлович

От 2.02.2015

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. 

Предыдущая лекция №5 по этой ссылке.

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

8 член Символа Веры.

«И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего,

Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.»

8 и 9 члены Символа Веры. Что есть Церковь Христова. Что такое хула на Святого Духа.

Бог зовет меня в дубравы,

Как во Царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес.

Голубиный Дух от Бога,

Словно огненный язык,

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

С.Есенин

Существует ряд сектантов (особенно пятидесятники) которые полагают, что ведут свой отчет с момента сошествия Духа Святого на апостолов, когда те стали говорить иными языками. И поэтому ту глоссолалию, которые они стяжают, чисто оккультное явление, под воздействием инфернальных сущностей, они полагают, что это как раз иной язык.

Но через текст Священного Писания мы увидим сейчас, то что у апостолов был дар не глоссолалия, а ксеноглосии. Это очень важно. Ксеноглосия – это значит, что за каждым произносимым апостолом словом, языками которыми они произносили, стояли смысловые коннотации. То есть народы, которые находились в Иерусалиме, каждый слышал свое наречие, вещающее о великих делах Божиих. Поэтому, если нам придется, когда-либо, беседовать с пятидесятниками, то мы должны помнить, что это по сути дела спиритическая практика, она никакого не имеет отношения к вере христианской.

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, личностно, но действовал как безличная Божественная сила.

В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское Лицо. Апостол Павел говорит о Святом Духе:

  • «Все же сие производит один и Тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно» (1Кор. 12:11).

Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, т.е. ЛИЧНОСТЬ.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15:26).

Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всякому сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь людям.

  • «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Наша доктрина говорит о том, что Дух Святой исходит от Отца, а у католиков, что от Отца и Сына. О том, что Дух Святой исходит от Отца, мы знаем из таких слов Спасителя:

  • «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, изложил это учение в Символе Веры, а древняя Церковь приняла это всецело.

Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков на пятидесятый день после новозаветной Пасхи (или на десятый день после Вознесения Христа с Елеонской горы) – собственно это был момент рождения Церкви. Это 33-ий год от Рождества Христа.

Церковь имеет апостольское преемство и законы Таинства – это определяет измерение Церкви. Поэтому всякие другие инославные вероисповеданья, которые позиционируют себя как Церковь они не правы, мы можем говорить, что единственные у кого осталось преемство – у католиков. Но поскольку впоследствии они развивали свое богословие в том направлении, которое было не согласовано со Вселенским Разумом Церкви. Как результат у них появилось множество видов догматов, которые не соответствуют духу древнего предания и соответственно никогда Церковь не знала таких догматов.

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах и добродетелях.

 Плоды Святого Духа:

Плоды воздействия на нас Духа Святого известны и ощутимы: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).

Есть дары Святого Духа:

- дар мудрости и разумения – это глубокое прозрение в сущность Божественного учения о спасении;

- дар учительства – практическое применение духа разумения и способность изложения Божественного учения;

- дар пророчества – способность не только предсказывать будущее и пути Промысла Божьего, но тайные помышления человеческого сердца;

- дар различения духов – это способность отличать истинных пророков от ложных (медиумов, экстрасенсов, гадалок), где участвуют человеческий самообман и прелесть;

- дар служения – способность служить страждущим, больным и обездоленным;

- дар пастырства и управления – благодать Святого Духа в рукоположении в разные степени священства;

- дар любви – высший из даров Духа Святого, Которым стяжаются вышеупомянутые дары.

Есть замечательный Псалом, который по возможности нужно выучить Пс 138: 7-10

Что такое хула на Святого Духа.

8 и 9 члены Символа Веры. Что есть Церковь Христова. Что такое хула на Святого Духа.

Это поношение религиозной истины, сопровождаемое внутренним осознанием ее правоты. Св. Иоанн Лествичник говорил, что «хула на Духа – есть дочь гордости». Это, прежде всего, отвержение милосердия Божия. Это отчаяние в своем спасении. Когда человек говорит, что «меня Бог не простит». Отчаяние дошедшее до самоубийства, когда грешник швыряет Богу в лицо дар жизни, ему не принадлежащий. Это отказ от исповеди с утверждением, что Бог и так простит. Это сознательное отвержение чуда Божия и настаивание на том, что это – результат естественного процесса.

Как же Святой Дух проявляет Себя?

Рождается Христос – Дух предвещает (Лк. 1:35).

Крещается Господь – Дух свидетельствует (Ин. 1:34).

Искушается Христос – Дух возводит Его (Мф. 4:1).

Девятый член Символа Веры.

«Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»

Что есть Церковь Христова?

Церковь – это есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой верой в Иисуса Христа, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Сектанты могут нам ответить, что все вышесказанное это наши фантазии. Они утверждают, что Церковь «там, где двое или трое, там и Я посреди вас».

Из чего же мы исходили когда давали такое определение Церкви:

- Христос сказал:

«Идите

научите

все  народы

крестя их

Во имя Отца И святого Духа     
 ↓  ↓

вера

+

таинство

+

 

«Уча

их соблюдать все, что Я повелел вам;

и се, Я с вами во все дни до скончания века»
 ↓

 ↓

 Это апостольское преемство в лице епископата

Закон Божий

+

Христос знал о не долговременности жизни своих учеников, последователей и когда Он говорит «се с вами», то подразумевает, что прибудет в Церкви с ними во все дни, не зависимо от того сколько христиан будет, останутся ли апостолы – Он пребывает в Церкви невидимо Духом Святым

 Вера + таинство+ Закон Божий + священноначалие = Церковь

Эта формула вписывается и в другую цитату: «Я есть путь, истина и жизнь»

«Я есть

путь,

истина

и жизнь»

 ↓

      ↓

 ↓
Церковь = Апостольское преемство дошедшее до наших дней в лице епископата через возложение рук Священное придание (Писание, труды святых отцов, акты мучеников, постановления Соборов, Закон Божий…)

таинство

ЦЕРКОВЬ - это богочеловеческий организм – то есть Тело Христово:

«И вы – тело Христово, порознь – члены» (1Кор. 12:27).

Человеческая сторона Церкви – это мы с вами, с нашими грехами, не достоинствами, немощами, с нашим несовершенством.

Божественная сторона Церкви – это Сам Господь и Его спасительная благодать, изливаемая на всех, пребывающих в Церкви (ее верных).

В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания времени подтверждают слова Самого Спасителя:

«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Таким образом, к Церкви Божией принадлежат:

1)      Все православные христиане, ныне живущие на земле.

2)      Все, скончавшиеся в истинной вере и святости, уже пребывающие в неприступном свете небесных обителей.

3)      Ангелы Божии (Еф.1:10, Кол. 1:18-20, Евр.12:22-24).

У Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада.

Первое стадо – это Церковь, состоящая из членов живущих на земле, и обычно называемой «странствующей» Церковью (Евр. 13:14). Еще ее называют «воинствующей» (Еф. 6:12), потому, что она подвизается в борьбе с грехом на земле.

Второе стадо – Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Эту Церковь именуют обычно «небесной», «торжествующей» (Евр.12:23).

Православная Церковь едина, однако есть многие Церкви – отдельные и самостоятельные, как например: Константинопольская, Александрийская (Египет и ряд стран Африки), Иерусалимская (Палестина), Антиохийская (Сирия, Ливан), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Словатская, Американская. Это автокефальные, т.е. самостоятельные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Единство это выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.

Митрополит Владимир (Сабодан) писал:

«Тело Господним не может быть ни одна мука, ни одна вода, но то и другое, соединенное в составе одного хлеба. И здесь таинственно изображается единение народа. Ибо как многие зерна, вместе собранные, смолотые и замешанные, образуют один хлеб, так во Христе, Который есть небесный хлеб, мы видим одно тело, в котором связано и соединено наше множество… Церковь – это народ, совокупленный в единство тело союзов согласия».

Одна мука – это не хлеб, одна вода – это тоже не хлеб, соединили их – это опять не хлеб, а всего лишь сырое тесто! НЕ ХВАТАЕТ тепла – языков пламени духа святого! Мы — это мука, вода – это Слово Божье.

Для нас ЕВХАРИСТИЯ – это все!

Безусловно, тайна Церкви неисчерпаема. Когда сектанты говорят, что они уже «святые» — это вызывает недоумение. Грех – это наше состояние: если человек не согрешает действием, то согрешает словом. Если не согрешает словом, то согрешает мыслью. Поэтому утверждать, что мы, находясь в Церкви, бываем безгрешны – это попытка выдать желаемое за действительное. Но как же тогда быть с нашим немощным началом человеческим в Церкви?

Для православного сознания – спасение, это дело всей его жизни. Только претерпевший до конца спасется.

Скачать аудио запись лекции:

button-download

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>