ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

4 Вселенский Собор (Халкидонский Собор). Появление ереси монофизитство. Православный интернет курс.

Лекция №5

Предмет: История Церкви

Лектор: отец Анатолий Черногор

4,02,2015

Православные катехизаторские курсы при Киевской Духовной Академии Киево-Печерской Лавры. Православный интернет курс.

Предыдущая лекция №4 по этой ссылке

В конце текста размещена аудиозапись этой лекции.

Несторианство после третьего Вселенского Собора.

После вселенского собора нестореани которые жили в основном в Сирии стали уходить за пределы империи, на Аравийский полуостров, а так же в Персию. Они жили сплочёнными общинами, их глава носил титул – католикос. И до сих пор их Церковь существует на территории Ирака, Ирана и Кувейта. Сейчас несториане именуются Халдейской Церковью.

4 Вселенский Собор.

Появление монофизитства.

4 Вселенский Собор (Халкидонский Собор). Появление ереси монофизитство. Православный интернет курс.

!!! ОПЕЧАТКА !!! В голубом овале вместо «Божественная природа» — правильно «Человеческая природа» (Благодарю Александр) !!!

На прошлой лекции мы закончили Эфесским Собором. На нем Церковь сравнительно легко победила несторианство: после ухода большинства несториан в Персию несторианство защищали лишь богословские верхи Антиохии. Но осуждение Нестория невольно послужило катализатором для другого процесса — возникновения монофизитства. На Востоке для массы верующих и сегодня Божество Христа ощущается сильнее, чем Его человечество, тайна воплощения переживается больше как пришествие и явление Бога, чем как свободное, целостное, совершенное, но и неслитное соединение с Ним человека.

В особенности же в монашеском опыте борьбы с «естеством», с человеческой слабостью, удобопревратностью, греховностью психологически так легко можно было перешагнуть черту, отделяющую борьбу за подлинного человека от борьбы против человека, т. е. перейти к отрицанию коренного добра человеческой природы. Обожение начинало казаться уничтожением в себе всего человеческого, как низкого и недостойного…

Но тогда непонятным становилось все это богословское ударение на человеке в Христе. Не в том ли вся радость христианства и все оправдание непомерных аскетических подвигов, что Он — не Человек и что каждому в Нем открыта возможность тоже перестать быть человеком, преодолеть «человечность»?

Таковы психологические предпосылки монофизитства. К 446 г. ушло из жизни старшее эфесское поколение. Скончались Кирилл Александрийский, Иоанн Антиохийский и Прокл Константинопольский.

Монофизитство появляется в результате борьбы с несторианством, как его противоположная крайность.

Если несториане учили, что во Христе полноценно присутствует и Бог и человек, но отдельно, то монофизиты говорили, что во Христе Бог воплотился, взял на себя нашу природу, что бы ее спасти, но основная полемика была о признании реального человека во Христе или признания абстрактного человека во Христе. О втором и учили монофизиты.

Кирилл Александрийский так и остался на православной позиции, однако его ученики взяли его учение за основу своей идеологии и развили ее до немыслимых размеров. Главным идеологом монофизитства стал племянник Кирилла Александрийского, звали его Диоскор.

Целью своей жизни он ставил не только окончательную победу над несторианством, но и также возврат Александрийской Церкви подобающего места в Церковном диптихе.

Разбойничий собор

В 444 г. в Александрии папой стал племянник Кирилла Александрийского — Диоскор.

В Константинополе архиепископом стал Флавиан — чрезвычайно достойный и порядочный иерарх, но без лидерских качеств.

В Антиохии патриархом стал Домн, слабый человек, способный на разумные решения лишь после советов блаж. Феодорита Киррского.

Блаж. Феодорит (393-466) был епископом Киррским с 423 г. Кирр был маленьким городком в окрестностях Антиохии. Он был выдающимся пастырем (он обратил к Церкви более 10 тыс. маркионитов) и блестящим богословом. Во время несторианской смуты Феодорит с самого начала стоял на стороне Нестория. Но, по всей видимости, Феодорит с годами начал понимать ошибочность личных позиций Нестория и правоту личных доводов Кирилла. После смерти Кирилла Феодорит остается единственным значительным богословом на всем Востоке.

В то время Феодосий II был под влиянием всесильного временщика — евнуха Хрисафия.

После избрания нового Константинопольского патриарха Флавиана Хрисафий намекнул ему, что ожидает от него знак благодарности. Флавиан прислал ему просфору, которую Хрисафий вернул, заявив, что предпочитает золото, а Флавиан отвечал ему словами Спасителя: «Не собирайте сокровищ на земле…», нажив, таким образом, себе влиятельного врага.

Хрисафий был крестником знаменитого константинопольского архимандрита Евтиха (или Евтихия) — к тому времени уже старика, известного своей аскетической жизнью.

4 Вселенский Собор (Халкидонский Собор). Появление ереси монофизитство. Православный интернет курс.евтихий флавиан кирилл лев

И вот Диоскор, Хрисафий и Евтих составили триумвират с целью:

- еще раз поставить константинопольских выскочек-архиепископов на место (александрийцы очень не любили Константинополь за то, что на втором Вселенском Соборе Константинополь был поставлен на второе место в церковном диптихе (список церквей). Если раньше там были первыми Рим и Александрия, то в силу того, что Константинополь это был Новый Рим, его поставили на второе место, хотя по сути это ни на что не влияло, разве что это позволяло епископу ставать чуть ближе к Главе Престола на богослужении) и рази навсегда доказать, что Александрия является второй кафедрой христианского мира.

Первым увидел опасность блаж. Феодорит. Но к тому времени триумвират уже плотно держал под своим контролем императора. Весной 448 г. Феодориту было велено покинуть Антиохию и никуда не выезжать из своей епархии. Евтих продолжил атаку. Он написал в Рим папе Льву, что на Востоке возрождается несторианство. Воюя с «несторианством», он договорился до того, что начал отрицать единосущие человечества Христа нашей человеческой природе. Когда Флавиан вызвал его для объяснений, он заявил: «Я исповедую, что у Господа нашего было две природы до соединения. А после соединения я исповедую единую природу». Конечно, природу эту он считал божественной. Но божественное и человеческое несовместимы — человеческое исчезает в божественном, как капля в море. В общем, мы видим перед собой крайнюю форму монофизитства.

Флавиан созвал в ноябре 448 г. в Константинополе поместный собор для рассмотрения учения Евтиха. Евтих отказывался явиться туда, наконец, пришел под охраной полиции, с толпой монахов и представителем императора, который взял подписку с Флавиана, что Евтих будет отпущен, какое бы постановление о нем ни состоялось. Гордый архимандрит держался вызывающе, от ересей своих не отказался и был осужден и низложен. Сразу же после этого он написал апелляцию в Рим. Его письмо было доставлено туда имперским курьером, вместе с письмом самого императора, еще даже до послания Флавиана. Но тут Евтих просчитался: папа Лев был достаточно проницательным богословом, чтобы быстро понять опасность евтихианства. Прочитав стенограммы собора, он пришел в ужас от учения Евтиха и поддержал решение Флавианова собора.

Император опубликовал указ о созыве нового собора в Эфесе в августе 449 г. Цель его в указе была определена: «С корнем вырвать ересь Нестория». Это значило, что собор готовился для торжества Диоскора и Евтиха. Феодориту. Председателем заранее был назначен Диоскор. Папе Льву было прислано приглашение, но он не смог приехать. Вместо себя он послал трех легатов (один из них по пути умер) и догматическое послание, адресованное Флавиану, — т. е. свой знаменитый томосДостоинство томоса — изложение учения о боговоплощении в терминах очень простых и в то же время довольно точных: две полных природы, способных каждая в своей области к действию, но в единстве одного Лица.

Вот некоторые из положений Томоса:

«Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога». «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, т. е. с одной стороны и мог бы умереть, а с другой не мог бы… …Ибо каждая природа в общении с другой производит то, что ей. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти —Еще и еще повторяю: один и тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий…»

Он также подчеркивал прописную, но важную истину, что две природы Христа непременно сохраняли свои характеристики после соединения — так как Христос не переставал быть и Богом, и человеком не в абстрактной, но в конкретной действительности.

Диоскор (как в свое время и Кирилл) прибыл на собор с большой свитой из епископов и толпой монахов. Но и сам император снабдил Диоскора военной охраной, окружившей кафедральный собор, тот самый, где проходил в 431 г. Эфесский Собор. Состав участников собора был подобранным, а кроме того, все участники Флавианова Константинопольского собора (42 епископа) были лишены права голоса. Под угрозой побоев, в криках и хаосе, под давлением полиции все нужные решения были приняты. Монахи, когда слышали о двух природах, кричали: «На костер Флавиана и Евсевия, сжечь их живьем! Рассечь надвое разделяющих Христа надвое!» Исповедание Евтиха — «две природы до соединения и одна после соединения» — было одобрено собором. «Так мы веруем», — заявил Диоскор. Евтихбыл объявлен православным и восстановлен, а Флавиан, Евсевий, Феодорит и Ива низложены. Легатам папы не дали слова, томос не был зачитан. И лишь когда участники собора принимали решение, римский делегат диакон Илар вскочил с места и прокричал: «Contradicitur!» В церковь ворвались стражники и монахи и начали форменное бесчинство. Низверженного Флавиана избили до полусмерти. Дверь была заперта, и от всех епископов стали требовать подписать решение собора. Его подписали все, кроме римских легатов. Тронуть их не посмели. Домн Антиохийский тоже подписал всё, а в заключение, как бы издеваясь над его трусостью и предательством своих собратьев, Диоскор соборно низложил и его. Так завершился Эфесский собор 449 г., получивший в истории название «Разбойничьего».

Флавиан успел написать апелляцию в Рим, а через несколько дней, по пути в ссылку, от перенесенных побоев и душевного потрясения скончался. Апелляции написали и Евсевий Дорилейский и Феодорит.

Халкидонский Собор

Триумф Диоскора казался полным: даже на Константинопольскую кафедру был назначен его ставленник пресвитер Анатолий.

Однако Диоскор не учел трех факторов, сыгравших против него.

  • - Во-первых, на своем месте оставался папа Лев, решительно выступивший против Разбойничьего собора.
  • - Во-вторых, влияние временщика Хрисафия стало сходить на нет и, соответственно, начала возрастать роль сестры императора Пульхерии.
  • - В-третьих, Анатолий, ставленник Диоскора, показал, что совсем не желает отказываться от статуса второй кафедры мира и возвращать его Александрии.

В 450 г. Феодосии II упал с лошади на охоте и скончался. Детей у него не было, и власть перешла к Пульхерии. Хрисафий был низвергнут и казнен. Пульхерия не считала возможным одной удерживать власть в своих руках и предложила формально вступить с ней в брак сенатору Маркиану, при условии, что она по-прежнему останется девицей. Она провозгласила его императором и сама облекла властью. (Кстати, их коронование, впервые в истории, проводилось в церкви.)

Останки Флавиана были торжественно перенесены в Константинополь и похоронены в церкви 12 апостолов. Все, сосланные Диоскором, были возвращены. Евтих удален под надзор. Малодушные епископы сами начали приносить покаяние в том, что в Эфесе они подчинились насилию. Анатолий любезно принял папских легатов и подписал томос Льва. Многие другие епископы сразу же последовали его примеру.

Пульхерия и Маркиан объявили о созыве нового собора в октябре 451 г. в Никее. Папа Лев, еще ранее, после Разбойничьего собора, при поддержке западного императора Валентиниана III, заявлял о необходимости проведения нового собора на Западе. Теперь он не видел необходимости в соборе, раз все и так подписали его Томос. Однако, поглощенный противостоянием нашествию гуннов, он не имел сил протестовать, покорился факту и назначил своими легатами трех епископов и двух пресвитеров.

К назначенному сроку свыше 500 епископов были свезены в Никею. Ни на один собор до сих пор не собиралось такое количество участников. Однако и этот Собор был по преимуществу восточным — кроме 5 папских легатов, с Запада прибыли только 2 африканских епископа. Маркиан был занят военными заботами — отражением нашествия новой волны гуннов, поэтому он приказал подтянуть собор поближе к столице. Таким образом, решено было проводить собор в Халкидоне — городе на азиатском берегу Босфора, напротив Константинополя.

 4 Вселенский Собор (Халкидонский Собор). Появление ереси монофизитство. Православный интернет курс._Халкедон

Собор собрался в Халкидоне в большой базилике местночтимой мученицы Евфимии. Он продолжался более трех недель: от 8 до 31 октября 451 г. Всего прошло 7 пленарных заседаний. Это был первый Собор, протоколы заседаний которого полностью сохранились. Необходимо отметить отличную организацию Собора. Он стал прототипом всех соборов (а возможно, и парламентов).

То, что представители имперского двора (где гораздо большую роль играла Пульхерия, чем Маркиан) принимали такое активное участие в работе Собора, означало, что она была организована по формальным принципам римского права. Такая четкость и формализованность работы была в некотором роде нововведением в истории Вселенских Соборов. Ее не было ни в Никее (325 г.), ни в Константинополе (381 г.) — на заседаниях этих Соборов не велось даже официальной стенограммы. В отличие от предыдущих соборов, в Халкидоне были выслушаны различные точки зрения, зачитывались протоколы Разбойничьего собора, собирались комиссии для рассмотрения и разбора спорных вопросов, разрабатывались и предлагались на всеобщее рассмотрение проекты резолюций, причем некоторые из них отвергались Собором.

На Соборе Диоскор ясно выразил собственную догматическую позицию, которая и останется вероучительной позицией большинства противников Халкидона на Востоке: Христос был совершенным Богом и совершенным человеком и, следовательно, «из двух природ». Однако после их соединения более невозможно говорить об этих «двух природах», отличимых друг от друга, потому что их соединение в единое существо было совершенным союзом.

Имперские уполномоченные в заключительном слове подтвердили свое ранее высказанное убеждение, что осуждение Флавиана было незаконным, и, следовательно, все ответственные за его вынесение — т. е. Диоскор, Ювеналий (его красивый жест пока не помог ему!), Фалласий Кесарийский и другие — должны быть извержены из сана. Однако уполномоченные также заявили, что подобное решение должно быть принято лишь после дополнительных консультаций, когда все страсти немного утихомирятся, и предложили отложить его до следующей сессии.

Собор последовал их совету и признал решения Разбойничьего собора недействительными, а его председателей — достойными низложения.

Завершение сессии было отмечено пением епископами молитвы «Святый Боже» (Трисвятое). Это было первым достоверным упоминанием «Трисвятого» в истории.

Диоскор, поняв, что ему не удастся убедить Собор в правоте своего мнения, больше на заседания не являлся и был низложен заочно на третьей сессии — после того, как ему было послано три официальных вызова.

Халкидонский догмат дал человечеству новое измерение; его подлинная мера — Богочеловечество. Бог приходит к человеку не для того, чтобы умалить его, но чтобы Божественную Личность сделать личностью человеческой.

Самые далеко идущие меры, однако, касались монашеского движения. Согласно 4-му канону, монахи и монастыри помещаются под контроль епископа. Весьма показательно, что это правило было предложено самим императором Маркианом, что отражало озабоченность государства в связи с широким и несколько анархичным развитием монашества. В вероучительных вопросах монахи взяли на себя охранительно-защитительную роль, однако часто перегибали палку. В первую очередь и прежде всего Халкидонские отцы имели в виду буйное поведение сирийских и египетских монахов во время Разбойничьего собора в Эфесе. Вот что говорится в 4-м каноне:

«Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличной чести. Но поелику некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, расстраивают церкви и гражданские дела, по произволу ходя по градам, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал, и не основывал монастыря, или молитвенного дома, без соизволения епископа града. Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности…»

В Православной Византийской Церкви монашеские общины продолжали представлять мощную духовную силу, которая самым своим существованием являла серьезный духовный противовес зачастую более гибкому и политически ориентированному менталитету епископата.

На Соборе была:

- осуждена ересь монофизитства, а также ее главных идеологов – Диаскора Александрийского и архимандрита Евтихия.

- Собор так же закрепил за Константинопольской кафедрой второе место в церковном Диптихе.

Монофизитство после 4 Вселенского Собора.

Местное население (копты) стало отделятся и в религиозном и в административном плане. Египтяне не принимали православных архиереев. И всячески противодействовали имперской власти.

На сегодняшний день монофизиты проживают в Египте и Эфиопии, а так же в Армении и Малой Азии в Турции.

Отсутствие в лагере халкидонцев авторитетных богословов привело к трагическим последствиям. Некому было отстоять подлинные дух и намерение Собора что подтверждение полноты человечества Христа после соединения природ было не противоречием, а сбалансированным подтверждением кирилловской христологии.

Началом всему послужило спонтанно начавшееся народное восстание, вызванное низложением и ссылкой Александрийского папы Диоскора. Вера Собора была провозглашена обязательной для всех. В указе императоров Валентиниана и Маркиана, опубликованном 27 января 452 г., было объявлено, что «никто, будь он клирик или государственный служащий, или лицо в любом другом гражданском состоянии, отныне не должен публично спорить о христианской вере… или публично обсуждать вопросы, уже решенные и истинно выраженные» на Халкидонском Соборе. Нарушители указа должны были нести административное наказание и сниматься со своих постов.

Первое по времени прямое массовое неприятие Собора произошло в Палестине. Толпы монахов под водительством игумена Феодосия бурно восстали против Ювеналия Иерусалимского; их поддерживала проживавшая в Иерусалиме императрица Евдокия, вдова Феодосия II, которая выступала против политики преемника ее мужа, Маркиана. Когда Ювеналий вернулся из Халкидона, ему не дали занять свою кафедру. Другой участник Халкидонского Собора, епископ Севериан Скифопольский, был убит. Поначалу даже такие уважаемые лидеры монашества, как св. Герасим и св. Геронтий, резко выступили против Халкидона. Лишь позже они сменили свои позиции.

Распространение христианства

Христианство распространялось с необычайной скоростью в Сирии и к Северо-Западу — в Малую Азию и Грецию.

Африка.

Изначально проповедовал здесь апостол Марк. В нач.ІV в. миссионерские труды продолжили два брата: Эдэсий и Фроментий, которые просветили Эфиопию (или новую Индию)

Римская провинция Африка, т. е. прибрежная полоса вокруг древнего финикийского города Карфагена, культурно и экономически связанная с Европой, была христианизирована во II в. Первое свидетельство о христианстве в Африке — латинские акты мучеников в Нумидии, датируемые 180 г. Очевидно, что христианство пришло туда намного раньше. В 200 г. Тертуллиан свидетельствует о глубокой христианизации всего региона.

Весьма мало известно о начале христианства в Египте. Согласно найденным фрагментам папируса, во II в. миссия продвинулась далеко вверх по Нилу. С самого начала египетское христианство носило несколько аскетический характер с привкусом энкратизма. В апокрифическом «Евангелии от Египтян», части которого были найдены на фрагментах папируса, утверждается, что брак несовместим с христианским совершенством. В конце II в. у Климента Александрийского мы находим легенду об основании Александрийской церкви св. Марком, учеником св. Петра (ср. 1 Пет. 5:13). Возможно, это знак ранних связей александрийской общины с Римом. О ее тесных связях с Западом свидетельствует и другой факт: согласно найденным папирусам, книга св. Иринея стала известна в Египте буквально через несколько лет после ее написания. Это показывает заботу местных христиан о сохранении православия в Египте.

Азия.

На Кавказе в ІV в. миссионерствовала равноапостольная Нина. С VІ в. от грузин христианство принимает Лазы и Абхазы.

В Армении в ІІІ в. страну просвещал св.Григорий Просветитель, который был сыном армянского князя. Его труды продолжил Исаак Великий.

В Персии христианство появляется со ІІ в. С воцарением династии Сосанидов на христиан начинаются систематические гонения. Главными представителями христиан здесь были несториане.

В Аравии, после апостола Павла, в ІV в. миссионерствовали подвижники: преподобный Симеон Столпник и преподобный Ефимий.

Европа.

Готы и другие кочевники приняли христианство в арианском виде в конце ІV в.

Франки крестились при Хлодвиге в V в. Главная заслуга в этом принадлежит жене Хлодвига Клотильде.

В V веке Британцы и Ирландцы были просвещены трудами св. Патрикия. Хотя христианство здесь уже было со ІІ в.

Шотландия была просвещена в сред. VІ в века монахом Колумбом.

Восточные германцы были просвещены Бонифацием.

Последними из этих племен приняли христианство саксы в 803 году.

В V в., приблизительно тогда, когда св. Патрикий (св. Патрик) начал свою миссию среди ирландцев (около 432 г.), начались англо-саксонские вторжения в Британию. Именно к этому времени относится защита своих земель британско-римским генералом Артуром, впоследствии превратившимся в легендарного короля, хозяина Круглого стола. Британцы, под напором непрошенных гостей медленно отступавшие в Корнуолл, Уэльс и Ирландию, ненавидели язычников англов и саксов до такой степени, что ничего не сделали для их евангелизации. Св. Патрикий жаловался, что его трудам по просвещению ирландцев весьма сильно мешало враждебное британское духовенство. Ему даже пришлось написать письмо с формальным протестом христианскому правителю Коротию, чьи солдаты захватили в плен группу новообращенных христиан и продали их в рабство. Лишь в 597 г. папа Григорий Великий начал серьезную миссию среди англосаксов.

Даже сами христиане дивились скорости и широте распространения христианства. Но увеличение числа христиан неизбежно принесло в Церковь новые проблемы и соблазны.

Аудио запись этой лекции:

button-download

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal

Один комментарий

  • Февраль 27, 2018 - 9:11 дп | Permalink

    Опечатка у вас в иллюстрации самой первой. Там ДВЕ Божественных природы изображено, тогда как — если судить по логике, — в овале должно быть написано «человеческая природа».

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>